Standard & Poor’s понизило рейтинги Беларуси

Рейтинговое агентство Standard & Poor’s понизило суверенные кредитные рейтинги РБ 26 сентября в связи с продолжающейся зависимостью от внешнего финансирования вследствие очень низкого уровня доступных резервов.

О понижении рейтингов РБ говорится в сообщении, которое распространила Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s  (S&P) 26 сентября.  Суверенные кредитные рейтинги понижены с «B/B» до «B-/С» (по рейтинговой шкале агентства – прим. gorad.by) с негативным прогнозом.

Прогноз «Негативный» отражает вероятность понижения рейтинга страны в случае, если перспективы внешнего финансирования не реализуются или оно окажется недостаточным в условиях дальнейшего снижения курса национальной валюты и стрессовой ситуации в экономике, в частности значительного оттока средств с банковских депозитов.

Обоснование

Как говорится в сообщении, на данное рейтинговое действие агентство решилось из-за продолжающейся зависимости «от внешнего финансирования вследствие большого дефицита по счету текущих операций и очень низкого уровня доступных резервов».

Мнение аналитиков S&P

«У нас остаются большие сомнения по поводу способности страны обеспечить такое финансирование, и мы полагаем, что к настоящему моменту Правительство Белоруссии предприняло лишь ограниченные меры по устранению причин внешнего дисбаланса. Это оказало существенное давление на официальный обменный курс, который мы считаем завышенным, и усугубило стрессовую ситуацию в экономике страны. Кроме того, вслед за изменениями обменного курса в этом году существенно выросла долговая нагрузка правительства по обязательствам в иностранной валюте (по отношению к ВВП).

По нашим оценкам, к концу 2011 г. она увеличится почти в 2 раза, то есть до уровня свыше 40% (без учета гарантированных обязательств).

Уровень рейтингов Белоруссии ограничен политическими рисками, а также дисбалансами во внешней, монетарной и бюджетной политике, которые обусловлены политикой бюджетной и монетарной экспансии, направленной на поддержание внутреннего спроса.

Вместе с тем позитивное влияние на рейтинги Белоруссии оказывают относительно высокий показатель ВВП на душу населения, значительный объем основного капитала в промышленности и наличие высококвалифицированной рабочей силы. Эти факторы обеспечивают правительству возможности для быстрого реагирования в случае, если возникнет необходимость в устранении макроэкономических дисбалансов или проведении микроэкономических реформ, направленных на развитие частного сектора.

 

Сценарий S&P

«В соответствии с нашим базовым сценарием внешнее финансирование Белоруссии в 2011 г. будет складываться из кредитов Евразийского экономического сообщества и Азербайджана, а также значительных доходов от приватизации, главным образом  газотранспортной компании ОАО «Белтрансгаз», которая, как мы ожидаем, будет продана в ближайшие месяцы. Еще один кредит объемом около 1 млрд долл. может поступить от Сбербанка России через производителя и поставщика калийных минеральных удобрений ОАО «Беларуськалий»; ожидается также сопоставимый по объему кредит из Китая.  Часть дефицита по счету текущих операций будет профинансирована за счет привлечения трансграничных банковских кредитов. Наш базовый сценарий не предусматривает финансирование со стороны  Международного валютного фонда (МВФ) в 2011 г., так как, по всей видимости, в настоящее время между МВФ и Белоруссией нет договоренности в отношении проводимой фискальной и монетарной политики.

В 2012 г. могут быть получены два других транша от Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества, а также дальнейшие поступления от приватизации. В следующем году возможна частичная продажа «Беларуськалия» и ряда других меньших по размеру компаний; кроме того, ожидаются поступления от приватизации «Белтрансгаза».

Что касается проведения реформ, Правительство Белоруссии предприняло ряд мер по преодолению текущего экономического кризиса. Национальный банк Республики Беларусь (НБРБ) увеличил процентные ставки, однако они остаются отрицательными в реальном выражении. Правительство значительно сократило поддержку программ кредитования. Мы ожидаем ужесточения фискальной политики и дефицита бюджета менее 1% ВВП, однако внебюджетные расходы и ослабление национальной валюты, вероятно, приведут к значительному росту долга. Кроме того, если экономическая ситуация не нормализуется, может потребоваться рекапитализация финансового сектора. Эти меры помогут уменьшить фискальный дисбаланс, однако, с нашей точки зрения, они не смогут устранить причины внешних дисбалансов. Прогресс в либерализации экономики остается незначительным, приватизация продвигается очень медленно, частный сектор по-прежнему недостаточно развит.

Наш суверенный рейтинг по обязательствам в национальной валюте приравнен к суверенному рейтингу по обязательствам в иностранной валюте, поскольку монетарная политика, по сути призванная поддерживать финансовую гибкость суверенного правительства в отношении собственной валюты, в случае Белоруссии ограничена высокой инфляцией и неразвитостью рынков ценных бумаг. Наша оценка риска перевода и конвертации валюты приравнена к долгосрочному рейтингу по обязательствам в иностранной валюте, поскольку отражает наше мнение о том, что вероятность ограничения правительством доступа к обмену валюты, необходимой  белорусским несуверенным заемщикам для обслуживания и погашения долга, эквивалентна вероятности суверенного дефолта по обязательствам в иностранной валюте. По мере усиления внешней нестабильности Правительство Белоруссии в течение этого года вводило ограничения на покупку / продажу иностранной валюты, в том числе запрет на авансирование импортных платежей и налог на  конвертацию валюты.

 

Прогноз

Прогноз «Негативный» отражает вероятность понижения рейтинга страны в случае, если перспективы внешнего финансирования  не реализуются или оно окажется недостаточным в условиях дальнейшего снижения курса национальной валюты и стрессовой ситуации в экономике, в частности значительного оттока средств с банковских депозитов.

Если Белоруссия сможет улучшить ситуацию с чистыми международными резервами — вероятно, в результате реформ, направленных на укрепление конкурентоспособности, мы сможем поддерживать рейтинги на текущем уровне. Меры, направленные на снижение инфляционного давления, сокращение дефицита по счету текущих операций и способствующие стабилизации экономики, могут привести к повышению рейтингов».

 

 


СПРАВКА:

 

Как ранее сообщал gorad.by, 15 марта 2011 года рейтинговое агентство S&P понизило долгосрочные кредитные рейтинги Беларуси по обязательствам в иностранной валюте с «В+» до «В», по обязательствам в национальной валюте — с «ВВ» до «В+» с прогнозом «Негативный».

Согласно международной шкале рейтингового агентства S&P уровень «В» означает более высокую уязвимость при наличии неблагоприятных коммерческих, финансовых и экономических условий, однако в настоящее время имеется возможность исполнения долговых обязательств в срок и в полном объеме.

Уровень «С» — в отношении эмитента возбуждена процедура банкротства или предпринято аналогичное действие, но платежи или выполнение долговых обязательств продолжаются.

О возможности очередного пересмотра рейтинга S&P предупреждало 27 мая. После нынешнего понижения рейтинга, как и ранее, следует ожидать понижения рейтингов ряда банков, госперестраховщика и столицы Беларуси. Как минимум.