Чем грозит снижение таможенных пошлин белорусской промышленности

У производителей транспортной автотехники до вступления Беларуси в ВТО есть время подготовиться к новым Единым таможенным тарифам ТС. В отличие от тех, кто, например, одевает, обувает и кормит белорусов.

В конце текущей недели исполняется месяц с момента присоединения России к ВТО. Обсуждения изменений, которые затронут белорусскую промышленность в этой связи, остаются злободневными.

Перспективы стран Таможенного Союза (ТС) и формирование Единого экономического пространства (ЕЭП), в частности, 20 сентября обсуждались в Минске на международной научно-практической конференции.

Вступление России в ВТО уже привело к снижению размера таможенных пошлин на ряд товаров, и это снижение будет продолжаться. Об этом сказал директор департамента внешэкономдеятельности МИД Беларуси Александр Аверьянов.

По словам А.Аверьянова, которого процитировало агентство БелаПАН, ныне  действующая среднеарифметическая ставка единого таможенного тарифа (ЕТТ) составляет 10.7%, и будет снижена до 7.5-8%.

В Минэкономразвития РФ в цифрах спрогнозировал темпы снижения так называемой «тарифной защиты стран ЕЭП». Так, как сказал А.Аверьянов, средневзвешенная ставка ввоза импорта снизится:

  • в 2012 году — до 9.5%
  • в 2015 году — до 5.9%
  • в 2019 году – до 5.3%.

То есть импортные товары будут завозиться на территорию ТС по все более низким ставкам, что в итоге приведет к повышению уровня конкуренции на потребительском рынке: аналогичные товары местного производства будут соревноваться за внимание потребителя с импортными, которые станут дешевле, чем сейчас.

Но никакой катастрофы нет. Как сказал представитель МИДа, у некоторых других членов ВТО эта «тарифная защита» уже сейчас гораздо ниже, а средние ввозные таможенные пошлины составляют:

  • в Евросоюзе — 3.2%
  • в Китае — 4.1%
  • в Украине — 2.8%

 

Не бывает правил без исключений

В июле 2012 года в связи со вступлением России в ВТО Евроазиатской экономической комиссией (ЕЭК) был утвержден новый Единый таможенный тариф Таможенного союза (ЕТТ ТС). А в августе стали известны новые ставки таможенных пошлин и сроки их введения, о чем тогда достаточно подробно сообщало агентство РИА Новости.

Но, принимая решение, ЕЭК сделала исключение для Казахстана и Беларуси, оставив неизменными пошлины на ввоз части товаров из группы 87 (Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности). В том числе автомобилей и сельскохозяйственной техники.

Кроме этого, в решениях ЕЭК фигурирует понятие «перечень чувствительных товаров». Как говорится в августовском решении (№ 73), решение об изменении ставок ввозных пошлин на эту категорию пока будет принимать Совет ЕЭК.

К категории «чувствительных товаров», как сообщил сайт ЕЭК, относятся следующие товарные группы:

  • Группа 02: Мясо и пищевые мясные субпродукты
  • Группа 04: Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные
  • Группа 08: Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов или корки дынь
  • Группа 15: Жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения
  • Группа 20: Продукты переработки овощей, фруктов, орехов или прочих частей растений
  • Группа 27: Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные
  • Группа 28: Продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов
  • Группа 29: Органические химические соединения
  • Группа 48: Бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона
  • Группа 59: Текстильные материалы, пропитанные, с покрытием или дублированные; текстильные изделия технического назначения
  • Группа 73: Изделия из черных металлов
  • Группа 84: Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части
  • Группа 87: Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности.

 

Белорусскому легпрому придется нелегко

Грядущие изменения и их влияние на предприятия легкой промышленности прокомментировала 19 сентября замглавы госконцерна «Беллегпром» Людмила Тяглова.

— Мы имеем риски потери внутреннего рынка, повышения конкуренции на внешних рынках и социальные угрозы… Понижение пошлин на готовую продукцию и повышение цен на комплектацию достаточно значительное… Суть данной проблемы заключается в том, что поскольку мы с Россией и Казахстаном составляем Единое экономическое пространство, к нам будет поступать более дешевая продукция и возрастет конкуренция.

(агентство БелаПАН, Минск)

Свои опасения по поводу «социальных угроз» Л.Тяглова обосновала тем, что после вступления в ВТО Украины работники местных небольших предприятий легпрома остались без работы, а сами компании были вынуждены закрыться.

Что будет хорошего

Грядущее снижение таможенных барьеров принесет и пользу в будущем. Интеграция в рамках ЕЭП, как сказал в начале сентября глава Коллегии ЕЭК Виктор Христенко, потребует дальнейшей выработки единых правил и процедур, которые позволят повысить эффективность экономик России, Казахстана и Беларуси.

В частности, снижение таможенных пошлин на импортное оборудование для той же легкой промышленности, как считают в «Беллегпроме», позволит переоборудовать предприятия и делать более конкурентоспособную продукцию.