Каким видят театр министр культуры, директор могилёвского театра и могилевчане

Способен ли среднестатистический репертуарный театр одновременно и зарабатывать деньги и нести в массы прекрасное?

На коллегии своего ведомства 12 февраля министр культуры Беларуси Борис Светлов поставил перед театрами страны двойную задачу: во-первых, увеличить собственные доходы, во-вторых, значительно повысить творческий уровень спектаклей. Сделать это нужно, по мнению министра, «обеспечением роста новых постановок за собственные средства, а также увеличением количества зрителей за счет выполнения планов по наполняемости зрительных залов».

Количество и качество: компромиссы могилёвского театра

О том, способен ли среднестатистический репертуарный театр одновременно и зарабатывать деньги и нести в массы прекрасное и вечное, gorad.by поговорил с директором Могилёвского областного драматического театра Андреем Новиковым.

 

Велено повысить доходы – значит, подорожают билеты

Директор Могилёвского областного драмтеатра Андрй Новиков: «Приходится искать компромисс между желанием угодить публике и просветить её»

Директор Могилёвского областного драмтеатра Андрй Новиков: «Приходится искать компромисс между желанием угодить публике и просветить её»

— Сегодня Могилёвский театр востребован, залы почти всегда полные. Поэтому, увеличить доходы возможно только одним способом — за счёт повышения цен на билеты, — говорит Андрей Новиков. — Насколько люди будут готовы платить больше – настолько и будем повышать. Сегодня билеты стоят 25 000-30 000. Много это или мало? Всё относительно, ведь наш зритель очень разный, в том числе студенты, работники бюджетной сферы, пенсионеры.

 

Угодить всем зрителям – сложная задача

— Репертуарный театр – это особая форма организации театрального дела, главное достоинство которого – доступность. Театр окупается только на 20%, остальное даёт бюджет именно для того, чтобы каждый день любой могилёвчанин мог прийти в театр за своей порцией «прекрасного». А наша задача — угодить всем: любителям серьёзной драматургии, лёгкого жанра, классического театра или эксперимента, взрослым и детям, — задача сложная, но ведь в городе только один драматический театр, альтернативы просто нет.

 

Здорово, когда есть конкурентная среда

— По-хорошему, параллельно с нашим театром в Могилёве должна существовать другая, конкурентная театральная среда: маленькие студии, частные театры и антрепризные проекты, — отметил Андрей Новиков. — Например, в польском Люблине, где такое же население и почти столько же государственных театров, параллельно работает ещё около 20 театров. И это очень здорово, ведь есть конкурентная среда, да и у зрителя гораздо больше выбора, а у каждого театра — своя особенная ниша. У нас такие вещи, к сожалению, пока не развиваются по многим причинам: финансовым, кадровым, ещё каким-то. Посудите сами, заслуженный артист Беларуси получает зарплату 2,5 миллиона. Какая мотивация идти в профессию? Одним словом, тут много проблем.

 

Театр бывает хороший и плохой, всё остальное — дело вкуса

— Действительно, сегодня наш зритель больше любит лёгкий жанр, многие идут в театр отдохнуть. Например, комедия — «Мужчина к празднику» — гарантировано собирает полный зал. А вот белорусскоязычный творческий и экспериментальный спектакль «Каме-е-е-дыя» коммерческого успеха не имеет. Вот и приходится искать компромисс между желанием угодить публике и просветить её. Благо зарабатывание денег пока не является нашей главной задачей, и государственное финансирование даёт возможность ставить серьёзную драматургию. В этом году нас ждёт «Шут Балакирев» по Григорию Горину, дальше Стриндберг и постановка белорусского драматурга. Но ведь, например, и Достоевского можно поставить и сыграть плохо. Ведь творческий потенциал труппы театра и режиссёра первичны. Одним словом, каждая новая постановка – это компромисс наших желаний и наших возможностей.

 

Какой театр предпочитают могилевчане: