Главреж театра кукол: «У нас большое культурное голодание»

Театр — это линия фронта; враги — стереотипы, созданные поп-культурой; не будет искусства – останутся одни инстинкты, — считает Игорь Казаков.

Во избежание такого развития событий могилёвский театр кукол и ставит свои новые спектакли. Какие? — молодой главреж рассказал gorad.by.

Игорь Казаков уже успел прослыть бунтарём и экспериментатором: он первым в стране ставит «кукольного» Гамлета, в своих «антипопсовых» сказках использует современную музыку и технические приемы, и примеряет формат «домашнего» к государственному театру. При этом и взрослые и детские постановки молодого режиссера уже успели добыть несколько престижных наград: только в 2013 году были Гран-при Международного фестиваля «Март-контакт» и Национальная театральная премия.

Молодой и модно одетый, он садится на диван в своем театральном кабинете и спокойным голосом  рассуждает о театре — своем и чужом, о зрительских потребностях и творческих планах.

— Каждый спектакль для меня – это открытие, — говорит Игорь Казаков. — Как невероятный секрет, который ты узнаёшь, и сразу надо об этом рассказать. Тебя вдруг озаряет и хочется об этом кричать. А готовы ли к этому люди вокруг? Не знаю, должны быть готовы…

 

Взрослым — политическая драма, детям — кукольная опера

— До конца года у нас ещё две премьеры, — говорит Игорь Казаков. — Первая – для взрослых. Это классическая постановка, где есть перчаточные куклы и живая музыка. Мне кажется, её в первую очередь оценит думающий зритель с тонким чувством юмора.

Премьера спектакля «Драма неверагодная» пройдёт 25 октября. Ставит его польский режиссёр Марек Ходачиньски, которого могилевчане знают по фестивалю «Кукла тоже человек». Постановка — совместная работа польского театра «Унія Тэатр Немагчымы» и могилевских актеров. Жанр новый — «средневековая драма в четырёх частях». Тема — политическая.

— Для детей в этом году мы готовим новогоднюю сказку «Огонь, вода и медные трубы». — продолжает режиссёр. — Между собой мы называет спектакль «кукольной оперой».

Просто мне хочется, чтобы он в итоге стоял на трёх китах: классической литературе, музыке, и визуальной части, которая тоже претендует на классику, — говорит Игорь Казаков. — А вообще, это будет история о человеческих испытаниях, и о том, что счастье даётся очень тяжело.

Билеты на новогоднюю сказку уже продаются.

 

Театр для детей, в котором нуждаются взрослые

Сегодня Могилёвский театр кукол — место особенное: днём сюда приходят малыши, вечером — взрослые театралы. И те и другие получают, что хотят: первые – весёлые сказки, вторые — смелые постановки. Правда у режиссёрской смелости есть обратная сторона, например, Казакова ругают за неуважение к классике. Один «Гамлет» чего стоит.

— Один критик, вообще сказала, что будет жаловаться в Министерство, — смеётся Игорь Казаков. — Но я уже много раз говорил, что мне не интересен Гамлет, которого могли поставить 200 или 30 лет назад. Мне интересна история про наше время. Ну, а без претензий ничего нового не бывает. Ведь все мы конформисты, а такие постановки, как «Гамлет» оставляют одни вопросы. Да и вопросы «шекспировские» становятся всё актуальнее с каждым столетием.

По словам Казакова, критика не помешает и дальше ставить подобные вещи. Например, в следующем году в планах две постановки для взрослых: по современной немецкой и белоруской драматургии.

— Всё же театр у нас молодёжный, и мне, как режиссёру интересно, то, что происходит сегодня. К сожалению, для взрослых больше мы пока ставить не можем. Всё-таки мы театр кукол. Ну, а вообще, планируем, что в будущем  постановки будут делиться пополам: половина детские, половина — взрослые.

 

Зритель культурно голодает, но не всегда об этом знает

Мне кажется, у нас большое культурное голодание, — говорит Игорь Казаков. — В том числе и в Могилёве. Ведь нельзя сказать, что тут огромное количество каких-то культурных мероприятий и зритель разрывается от выбора. Скорее наоборот.

Режиссёр считает, что «умный» театр сегодня очень востребован. Хоть зритель часто сам не знает, что ему нужно.

— Время сейчас и прекрасное и ужасное одновременно. Давление поп-культуры безапелляционное, оно уравнивает всё: культурные критерии, мнения, стили. Даже дети имеют свои каноны того, каким должен быть мультфильм. И с этим трудно бороться. В этом смысле театр находится на линии фронта, где мы ведём борьбу с собственными и чужими стереотипами, навязанными поп-культурой. Нас ведь тоже периодически тянет на попсу, на простые и зрелищные формы. Но надо с этим бороться. И для зрителя это ещё и вопрос готовности что-то менять в себе. А театр в этом смысле — мощная опора. Ведь, если вычеркнуть сегмент искусства из нашей жизни, остаются одни инстинкты. А опираясь только на них мы станем подобными животным.

 

Деньги — не главное, но много их не бывает

Сегодня государственный театр живёт за счёт бюджетного финансирования, что-то получается зарабатывать самостоятельно. И даже в условиях экономии и цели на самоокупаемость, денег на всё задуманное театру хватает, уверяет Игорь Казаков.

— Безусловно, деньги решают не всё, очень много решают идеи, — говорит Игорь Казаков. — Но при этом в культуру надо вкладывать. Все понимают, что история пишется сегодня, а культура — это очень серьёзный сегмент этой истории. Ведь сколько мы сегодня вложим, столько завтра получим во всех направлениях. Ровно столько будет творчески развитых людей, а это проявится везде: в музыке, в спорте, в IT-технологиях. Однажды Андрей Тарковский сказал, что если человек поставил одну ногу на ступень технического прогресса, то вторую он должен поставить на ступень прогресса нравственного. И как только вторая нога не на месте — происходит завал. И знаете, я с этим согласен на 100%.