Могилёвского зрителя ждёт необычное прочтение классики от нового режиссёра

Свой первый спектакль с могилёвскими актёрами Саулюс Варнас поставил около четырёх лет назад.

С тех пор режиссёр стал частым гостем в нашем городе. Могилёв Саулюсу Варнасу понравился сразу:

— В Могилёве хочется ходить пешком. Его энергетика очень близка мне. Здесь не чувствуется агрессии, нет ненужной спешки, нет обывательской сытости, которая подчёркнуто видна в других городах.

В январе 2014 года литовский режиссёр Саулюс Варнас стал художественным руководителем Могилёвского драматического театра.

Зрители, которые уже побывали на таких его спектаклях, как «Тарелкин» и «Фрекен Жюли», наверняка успели нарисовать в своём воображении определённый образ создателя этих постановок. Другим только предстоит открыть для себя его творчество.

Gorad.by встретился с режиссёром и поговорил с ним о профессиональной деятельности, творчестве и взглядах на жизнь.

 

Литовский режиссёр увидел готовность могилёвской команды к эксперименту

Началось всё с мастер-класса литовского постановщика на фестивале Март-контакт, куда Саулюса Варнаса пригласил директор драмтеатра Андрей Новиков. Тогда и родилась идея совместного проекта.

Саулиус  Варнас: «Когда режиссёр уходит в популярность и старается быть всеми любимым, творчество там и заканчивается. Он может неплохо ставить какие-то вещи, красиво упакованные. Но говорить о вечных, глубинных вещах здесь не приходится»

Саулиус Варнас: «Когда режиссёр уходит в популярность и старается быть всеми любимым, творчество там и заканчивается. Он может неплохо ставить какие-то вещи, красиво упакованные. Но говорить о вечных, глубинных вещах здесь не приходится»

Для режиссёра было крайне важно встретить людей, готовых экспериментировать, искать новый театральный язык, постоянно учиться и совершенствоваться. Только в такой команде Саулюс Варнас себя и видел. Вскоре его мысли и пожелания материализовались в предложении стать главным режиссером в нашем театре. В какой-то момент именно здесь режиссёр почувствовал особую творческую атмосферу, в которой и хотел бы начать новое большое дело.
«У зрителя должно появляться желание что-то исправить в своей жизни»

По мнению Саулюса Варнаса, выбор литературного материала — достаточно сложный процесс, к которому нужно подходить очень ответственно. Это своеобразная алхимия. Главное – быть честным перед самим собой и перед своим зрителем. Литературный материал должен нравиться постановщику. При этом режиссер не должен забывать, что ставит спектакль не для одного себя и актеров, но и для публики.

— Информация, которую несёт художник как проводник, должна быть созидательной, — убежден Саулюс Варнас. — Нужно подбирать материал так, чтобы у зрителя возник внутренний диалог, чтобы он мог поговорить с самим собой, со своей судьбой. Может быть, он сможет взглянуть на себя со стороны и у него появится желание что-то исправить в своей жизни. В любом случае после просмотра спектакля у человека должна остаться надежда на позитив и свет.

В целом, литература для режиссера лишь исходный материал, на основе которого он сочиняет свои неповторимые миры. По мнению Саулюса Варнаса, современный театр должен стремиться к независимости от литературы. Минимум текста на сцене – один из показателей качества спектакля.

 

Каких постановок ожидать от нового режиссёра?

К любому делу, по мнению режиссёра, нужно подходить творчески. Каждый человек должен стремиться к тому, чтобы результаты его работы были максимально сложными, даже если он заранее знает, что обречен на непонимание. Это просто необходимо для будущего развития, ведь на мейнстриме далеко не уедешь, отмечает режиссёр:

— Мировая цивилизация двигается не всей массой, а небольшой группой людей. Есть зрители, которым нужен сложный язык, которые не хотят стоять на одном месте. Они открыты ко всему новому, им просто необходимо идти вперёд.

Как и многие творческие люди Саулюс Варнас не любит распространяться о своих ещё неосуществлённых проектах. Однако, некоторые секреты он всё же раскрыл. В ближайшее время режиссёр собирается ставить «Женитьбу» Гоголя. По его словам, эта пьеса выбрана не случайно: сейчас как никогда актуальна тема семьи. Зрителя ждёт необычное прочтение классики.

В планах и другие спектакли, в том числе при участии приглашенных режиссёров.

 


Справка

Изначально Саулюс Варнас хотел стать актёром. В юности актерство казалось ему чуть ли не святой профессией. Он с таким благоговением относился к этому занятию, что сразу после школы не решился поступать в театральное училище, хотя всегда грезил о сцене. Его мечта исполнилась спустя год, когда он стал студентом актёрской студии известного литовского мастера Юозаса Мильтиниса. По её окончании Саулюса приняли на работу в театр. Однако начинающему актёру было тесно в чужом мире идей, ему захотелось самому творить.

Вскоре Саулюс Варнас понял, что не может ни от кого зависеть, ему хотелось свободы, «сочинять этот мир по-своему, сообразно со своими представлениями о жизни».

Параллельно с работой в театре Саулюс учился в политехническом институте. Но строительство увлекало его, конечно же, несравнимо меньше, чем режиссура.

Приняв окончательное решение самому заниматься постановкой спектаклей, молодой актёр отправился на учёбу в северную столицу России. Там он поступил в Ленинградский государственный театральный институт (мастерская профессора Александра Музиля). Этот период жизни режиссёр считает одним из самых интересных и познавательных.
По его словам, освоение разных театральных школ в дальнейшем дало возможность освободиться вообще ото всего. Обучение у совершенно непохожих друг на друга мастеров воспитало понимание, что на один и тот же предмет можно смотреть абсолютно по-разному. Отсюда и оригинальное мышление, и незаурядные идеи, и индивидуальный стиль.

Саулюс Варнас руководил несколькими театрами, в том числе Театром драмы имени Юозаса Мильтиниса в Паневежисе. До того как обосноваться в Могилёве, он много лет не имел постоянного места работы. Будучи в свободном плавании, режиссёр ставил спектакли не только в родной стране, но и в Великобритании, Латвии, России.

Был период, когда режиссёру хотелось быть абсолютно свободным, разъезжать по миру, работать с разными труппами. Но такая свободная жизнь помимо плюсов имеет и много минусов. Режиссёр отмечает, что пришло время, когда возникло желание иметь какую-то свою группу, с которой можно планировать некоторые работы на будущее и думать на перспективу.