Белорусское стрит-арт-сообщество предлагает художникам окунуться в городские проблемы

Стрит-арт художники Беларуси призывают своих коллег отправлять населению конкретные месседжи, реагировать на городские проблемы, тем самым принося реальную пользу.

Белорусское стрит-арт-сообщество Signal объявило о проведении конкурса «Акцентируй городскую проблему!», в рамках которого художники могут предлагать идеи уличных рисунков, способных привлечь внимание общества и властей к проблемам белорусских городов, пишет сайт naviny.by.

На реализацию достойных идей организаторы обещают предоставить все необходимые материалы.

Организаторы конкурса уже провели экспериментальную акцию и оказались удивлены количеством желающих в ней поучаствовать, говорит координатор проекта Signal Олег Ларичев. В результате конкурс решено продлить и немного модернизировать.

Многие предлагают идеи, но не знают, как их реализовать

Эксперимент длился меньше месяца, и за это время к организаторам обратилось около полутора десятков

человек. Настоящих уличных художников среди них оказалось всего четверо, остальные же предлагали только идеи, не имея понятия о способах их реализации, рассказал Олег Ларичев. В результате было решено организовать тренинги для людей, у которых есть хорошие идеи, но нет навыков в уличном рисовании.

В будущем конкурс планируется проводить каждые две недели, но участникам будут предлагать уже конкретную тему, например, проблему уплотнения городской застройки. Авторы лучших идей будут приглашаться на семинары, где смогут обсудить свои проекты с художниками-практиками.

Первые результаты конкурса скоро появятся на улицах Минска

В ходе экспериментальной акции были отобраны семь идей, авторы которых смогут посетить семинар и впоследствии реализовать свои задумки. Например, художники предлагают обратить

внимание на образ Минска, для которого маркетологи сейчас активно создают собственный бренд. В разных районах города предлагается оставлять подписи, соответствующие характеру этого места. К примеру: «В этом районе грустно».

— Мы увидели, что людям есть что сказать и молодёжь волнует не только вопрос легализации марихуаны, отмечает Олег Ларичев.

Стрит-арт и граффити – не одно и то же

Обычно граффитчики, промышляя экстремальным рисованием на городских высотках и подъездах, не создают остросоциальных работ. Они рисуют для себя. Стрит-арт же считается формой городского протеста и призван не просто «разрисовывать» город, а нести обществу вполне конкретное послание от художника.

— В Беларуси довольно много людей занимается граффити, но не так много увлекаются стрит-артом, — говорит Олег Ларичев. — Мы хотим, чтобы те, кто занимается граффити, пробовали себя в более осмысленном творчестве, а те, кто хочет заниматься стрит-артом, обратили внимание на белорусскую действительность, чтобы работы были не только красивыми, а ещё и считывались прохожими, несли в себе смысл.

Однако, кроме социального, существует ещё декоративный стрит-арт, у которого есть своя цель — обыграть, изменить городское пространство. Среди представителей такого искусства можно назвать уличных художников Yra (Витебск) и MUTUS (Пинск).

Настоящих уличных художников в Беларуси — единицы

По мнению Олега Ларичева, сейчас в Беларуси созданы наиболее благоприятные условия для развития социального стрит-арта.

— СМИ навязывают мнение, что в Беларуси нет серьёзных проблем. Многие этому верят. Стрит-арт — это агрессивное вторжение в городскую среду, хочешь не хочешь, но ты будешь на это смотреть, — говорит координатор проекта.

Пока в Беларуси рейтеров, которые в своих работах поднимают социальные проблемы, «можно пересчитать по пальцам одной руки»  — например, Mrrr, Dream, Anonce и Бусел.

Стрит-арт — это протест, а легализация превратит художников в моляров

Ещё одним из стандартов стрит-арта является медийность — работы должны иметь вирусный эффект, и

фотографии с их изображением должны распространяться по соцсетям, даже если рисунок замажут через полчаса.

Сейчас уличные художники часто вынуждены согласовывать свои проекты с властями, если им это, конечно, удаётся. Для сравнения, в Германии для создания уличного «полотна» любого размера главное — согласовать его с собственником здания, в то время как у нас необходимо получить разрешение городских властей, отмечает Ларичев. Хотя в некоторых белорусских городах (Гомель, Пинск) стены разрисовываются даже по заказу местной администрации или рекламных агентств. Однако, по мнению Олега Ларичева, подобная легализация приводит к коммерциализации уличного искусства.