Фирма выставила счёт могилевчанам за дополнительную коммунальную услугу без оформления договора

Жильцам двух домов по бульвару Непокорённых в Могилёве предложили очистку мусоропровода. Некоторых из них не предупредили о том, что услуга платная.

Техобслуживанием жилых домов в Беларуси занимаются ЖЭУ.

Но нередки случаи, когда сотрудники некоторых частных фирм обходят квартиры, предлагая, к примеру, очистку мусоропровода или уборку подъезда.

С такими людьми пришлось столкнуться жителям двух домов по бульвару Непокорённых в Могилёве. Впечатления после этой встречи у них остались не самые приятные.

Вокруг сложившейся ситуации возникла масса вопросов, с которыми и попытался разобраться gorad.by.

История жителей бульвара Непокорённых

По словам Лилии Стрельцовой, проживающей в доме 83 по бульвару Непокорённых, представители фирмы «АльтКомТехнологии» пришли к ним в конце октября 2012 года. Они ходили по квартирам и спрашивали, согласны ли жильцы, чтобы мусоропровод в подъезде очищали.

Получив утвердительный ответ, пришедшие просили расписаться в опросном листе.

О том, что нужно за что-то платить, ничего сказано не было. Узнали люди об этом только, когда пришла жировка, где стояла новая сумма – 24 000 рублей. Хотя договор на оказание каких-либо дополнительных услуг никто не подписывал.

Откуда взялась эта цифра в общей квитанции?

Оказывается, как сообщил заместитель директора ЦГИС Павел Жуйков, предприятие заключает договоры с различными поставщиками коммунальных услуг, в том числе и с частниками. И оплату жильцам они выставляют на основании сведений этих поставщиков. Проверять же факт заключения договора между заказчиком и исполнителем услуги, по словам Павла Жуйкова, в полномочия ЦГИС не входит.

При этом он отметил, что по всем возникающим вопросам следует обращаться либо напрямую к поставщикам услуг, либо в РКЦ. В последнем случае нужно прийти и написать заявление в адрес фирмы, к которой имеется претензия. Пока проблема не разрешится, оплата за услугу взиматься не будет.

Когда работники частной фирмы пришли к жильцам домов по бульвару Непокорённых с предложением очистки мусоропровода в подъезде, о том, что нужно за что-то платить, ничего сказано не было. Узнали люди об этом только, когда пришла жировка

Когда работники частной фирмы пришли к жильцам домов по бульвару Непокорённых с предложением очистки мусоропровода в подъезде, о том, что нужно за что-то платить, ничего сказано не было. Узнали люди об этом только, когда пришла жировка

Другая история

А вот что рассказывает Галина Анискина, которая также живёт на бульваре Непокорённых, но в доме 64. У неё и соседей тоже возникли претензии к фирме «АльтКомТехнологии». Их посетили в ноябре 2012 года.

— Пришли, сказали, что от домоуправления. Предложили чистить мусоропровод: 24 000 за одну очистку. Уверяли, что, если 50% жильцов согласятся, всё равно все будут платить, – вспоминает собеседница.

Далее женщина подписала протянутый ей договор, который позже расторгла, так как некоторые пункты в нём вызвали сомнения.

У контролирующих органов «связаны руки»

А задуматься там действительно есть над чем. С этим согласилась и заместитель начальника отдела по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов прокуратуры Могилёвской области Елена Прошко.

Недоумение вызывает, к примеру, пункт 3.2, в котором прописано, что «отсутствие письменных претензий заказчика в течение 30 дней после оказания услуг является актом выполненных работ». Как отметила специалист, такой акт обязательно должен быть подписан кем-либо из заказчиков.

К сожалению, та же прокуратура не может внепланово проверить фирму, которая вызывает некоторые вопросы. В январе 2010 года вступил в силу Указ Президента №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», который поставил рамки на деятельность контролирующих органов.

— Органы прокуратуры выходят на проверки только, если они включены в план, который составляется на полугодие и размещается на сайте КГК, – говорит  Елена Прошко. — Если только внеплановые проверки. Но там особые условия. Просто так по чьему-то заявлению мы никуда пойти не можем.

Советы от представителя областной прокуратуры

Когда сотрудники частных фирм предлагают заключить договор на оказание жилищно-коммунальных услуг нужно:

  • посмотреть копию их устава: там должно быть указано, что организация имеет право оказывать те или иные услуги;
  • потребовать доверенность у представителя фирмы на право заключения договора с заказчиком (если договор заключается не в присутствии руководства фирмы);
  • обратить внимание, как в договоре прописан порядок оказания услуги и её оплаты.

Потребитель платит дважды

Есть и ещё один нюанс. Если техобслуживанием дома занимается ЖЭУ, получается, что после заключения договора на оказание этих же услуг с другой фирмой жильцы платят дважды.

Начальник планово-экономического отдела ЖРЭУ Ленинского района Людмила Волбушко рассказала, что сначала представители частных фирм приходили к ним и предлагали заключить договор о том, что будут оказывать некоторые коммунальные услуги жильцам:

— Мы отказались. Зачем нам это, если мы сами эти услуги можем оказывать? То есть договор должен был быть тройственным: между нами, частником и ЦГИС. Теперь получается он двойственный: между ЦГИС и частником.

Заместитель начальника управления ЖКХ Могилёвского облисполкома Андрей Киблов подтвердил, что техобслуживанием жилых домов обязаны заниматься ЖЭУ. И, если жильцы согласятся на услуги частных организаций, платить они действительно будут дважды за одну и ту же услугу.

Причём собеседник отметил, что в управлении в ноябре обсуждался вопрос деятельности частных фирм, предлагающих оказание коммунальных услуг населению. При этом руководителю ЦГИС поручили пересмотреть договорные отношения с частниками, исключив внесение стоимости их услуг в общие квитанции. По словам Андрея Киблова, на днях будет проверено, прислушался ли ЦГИС к рекомендациям областного управления ЖКХ.