Лекторы поделились секретами о том, как работать с идеей и как её презентовать, какие бывают инвесторы и где их искать.
В могилёвском Белорусско-российском университете (БРУ) 29 ноября прошла стартап-школа «Как начать свой бизнес».
Получить азы бизнеса пришли в основном девушки-студентки, их было больше половины. Лекторы сразу начали шутить по этому поводу, чтобы оживить аудиторию: «У девушек идей нет, они пришли бизнесменов себе выбирать. Правильно-правильно, приглядывайтесь внимательней».
Зато парни, хоть и были в меньшинстве, вели себя более активно во время обсуждений и презентовали свои идеи бизнеса. На тренинге можно было увидеть взрослых людей, среди которых были предприниматели.
Gorad.by составил для читателей «конспект лекций».
Прежде чем начинать бизнес, протестируй идею
К аудитории вышел молодой человек в деловом костюме, представился бизнес-консультантом Сергеем. Он занимается своим интернет-бизнесом уже 2 года и мини-лекцию о том, как работать с идеей, он начинает с основных проблем и ошибок стартаперов.
— Зачастую стартапер может начинать бизнес без понимания того, что нужно потребителю и в итоге сталкивается с отсутствием спроса и неумением реализовывать свой товар. Поэтому все, кто планирует открывать свой бизнес, должны обладать базовыми навыками тестирования идеи, — рассказывает Сергей.
Тестировать идею — значит протестировать нишу. Для этого можно использовать интернет-ресурсы, например, wordstat.yandex.ru, где можно посмотреть количество запросов на определённый товар.
Нужно определить, что будет отличать ваш товар от схожих, чем он будет лучше. После этого нужно «закинуть удочку» на форумы, сайты, в соцсети с предложением конкретного товара и ждать звонков.
Первые деньги можно заработать без вложений и товара на руках. Например, вам позвонили и хотят купить ваш товар, а вы говорите, что продукт уже раскупили и клиент может стать в очередь.
— И так, пока не наберётся определённое количество людей, например, для оптовой закупки, — отмечает Сергей.
Цель презентации бизнес проекта – вторая встреча с инвестором
Следующим слово взял соорганизатор СтартапУикендов, председатель общества содействия инновационному бизнесу Константин Журавский. Он начинает своё выступление с рассказов о том, что для встречи с инвестором нужно выбрать такое место и время, чтобы он не мог «сбежать» и всё внимание было приковано к рассказу о бизнесе.
Один из самых лучших вариантов – встреча в лифте. Отсюда и пошло распространённое в бизнес теории понятие «элеватор питчей», которое означает короткую встречу, на которой презентуют продукт.
Именно за этот минимум времени нужно так рассказать инвестору о своей идее, чтобы он был готов встретиться ещё раз и выделить деньги.
Чтобы презентация была успешной нужно:
- Перед встречей с инвестором стоит опробовать презентацию идеи на родственниках и коллегах, чтобы получить конструктивную критику
- Говорить кратко, живо, громко, с паузами и выглядеть «горящим» идеей
- Обязательно иметь визитку
- В первые 20-30 секунд не говорить ничего важного, потому что за это время слушатель привыкает к спикеру
- Самую важную информацию, например, о необходимой сумме, нужно говорить во второй трети презентации
- В презентации должна прозвучать информация о целевой аудитории, преимуществах, команде, конкурентах (если они мелкие, не стоит о них упоминать)
- В конце презентации должен быть призыв к действию. Никаких «Спасибо за внимание». «Звоните сейчас», «Приходите в нашу команду» — удачное завершение
- Договариваться о второй встрече
У девушки с декольте меньше шансов заинтересовать инвестора самим проектом
Немаловажную роль играет внешний вид. Для мужчин обязателен костюм, а для девушек — стиль, а-ля Маргарет Тэтчер. Вас должны воспринимать серьёзно!
На руку сыграет какая-нибудь индивидуальная деталь в одежде, по которой вас могут запомнить: цветок в волосах, ручка в пиджаке и тому подобное. Нельзя сутулиться, спорить с инвесторами и экспертами, стоять на одном месте.
Константин Журавский предложил такой маршрут передвижения во время выступления: шаг вперед, влево, назад. Также нужно немного жестикулировать и говорить «животом». Чтобы придать голосу живость, можно сделать несколько приседаний перед выступлением.
Найти деньги на бизнес можно у бизнес-ангела, государства или собрать «с мира по нитке»
Последний лектор, Александр Булах из минского центра развития предпринимательства, сразу задал вопрос залу:
— Кому нужны деньги?
Присутствующие дружно подняли руки. Лектор задаёт следующий вопрос:
— А знаете, у кого их взять?..
Взять деньги на бизнес можно у «бизнес-ангелов». Это состоятельные люди, которым интересна идея проекта в каких-либо целях, например, из желания стать знаменитым. Ещё можно выиграть гранд, конкурс и получить деньги от государства.
Способ, популярный на Западе, – краудфандинг (анг. Croudfunding) — большое количество людей складываются по небольшой сумме и в итоге стартапер собирает нужное количество денег для начала бизнеса. Есть специальные сайты, где таким образом можно найти деньги: KickStarter.com, Planeta.ru, BoomStarted.ru.
— Всем присутствующим советую прочитать книгу «Бизнес с нуля» Эрика Риса, — советует напоследок Александр Булах.