Как оживают куклы в Могилёвском кукольном театре

А также – каких чудес ожидать от театра в перспективе, рассказал gorad.by главный режиссёр Игорь Казаков, «ненасытность в профессии» которого позволяет предполагать, что интересного ещё будет много.

Сегодня в репертуаре Могилёвского кукольного театра – около 30-ти спектаклей. Все они разные: для детей и взрослых, традиционные и спектакли с использованием новых технологий.

Кукольный театр – отдельный, особенный мир. Как отметил режиссёр театра Игорь Казаков, «чудо театра кукол в том, что одушевление неодушевлённого происходит прямо на глазах – «здесь и сейчас».

Об одушевлении неодушевлённого с режиссёром Игорем Казаковым мы поговорили подробнее…

Год назад театр открылся в «свежих» формах

Могилёвский театр кукол открылся для зрителя после длительной реконструкции чуть больше года назад. Открытие театра с пристроенным новым корпусом состоялось 28 декабря 2010 года. Работники театра ещё помнят, как на время реконструкции они вынуждены были ютиться для воплощения задумок в различных помещениях города, при этом успевая выставлять на зрительский суд свои работы… С обновлённым зданием, вспоминает главный режиссёр кукольного театра Игорь Казаков, и спектакли должны были «заиграть» по-новому:

Игорь Казаков: «Всё зависит от материала, над которым ты работаешь. Когда появляется материал, нужно искать необходимую форму»

Игорь Казаков: «Всё зависит от материала, над которым ты работаешь. Когда появляется материал, нужно искать необходимую форму»

— Я знал, должен был представить что-то новое, пробовать новые формы, свежие идеи…

Такие свежие идеи и проявились тогда (в декабре 2010 -январе 2011 года) на премьере сказки-раскраски «Волшебная кисть», где было задействовано большое количество актёров, использованы такие средства как флеш-анимация, звуковые и световые спецэффекты.

Спектакль с «использованием форм, шагающих в ногу со временем» получился тогда грандиозным…

 

Анимации и проекции – не обязательно значит «круто»

Однако, идти только по пути «современности» формы, режиссёр Игорь Казаков не считает верным:

— Всё зависит от материала, над которым ты работаешь. Когда появляется материал, нужно искать необходимую форму, отвечая для себя на большое количество вопросов: какова идея, как сделать сюжет последовательным, какие формы смогут воплотить в себе характеры героев.

Чтобы было понятнее, обо всём этом Игорь Казаков подробнее рассказал, взяв за наглядный пример готовящийся спектакль по пьесе Сергея Ковалёва «Авантуры паноў Кубліцкага ды Заблоцкага» (о приключениях двух человеческих символов-типов, которые то и дело попадают в разные ситуации и всегда выглядят нелепо), который зрители смогут увидеть ближе к маю 2012 года…

 

Что значит «придумать форму»

Игорь Казаков отводит нас в мастерскую театра, где из картона у стены сооружена целая конструкция в виде огромных шарманок, колодца с ведёрком (тоже из картона), характерные фигурки-куклы главных героев также расположились внутри конструкции. По их внешнему виду невооруженный взгляд уже способен «прочесть» их характеры. Как это получилось, и кто над этим поработал, — спрашиваем об этом у режиссёра:

В мастерской театра художники трудятся над прорисовкой всех деталей: декораций, героев, их мыслей

В мастерской театра художники трудятся над прорисовкой всех деталей: декораций, героев, их мыслей

— Есть пьеса. И нужно для начала понять – что будет показано, какова идея, как раскрыть, посредством чего, как рассказать эту историю, чем она должна быть, — поясняет Игорь Казаков ход мысли творческой группы по созданию образов. – Придумали – расскажем как анекдот, пусть это будет и комично и жизненно, поучительно.

Далее – главный вопрос: как продемонстрировать сюжет последовательно не только по содержанию, но и по форме:

— В пьесе упоминается маленькая шарманка… От неё и оттолкнулся. И в начале спектакля у нас появляются для шарманщика, которые в определённый момент «заведут» свои шарманки одновременно и чудесная музыка превратиться во что-то безобразное… На основе вертящихся механизмов (по принципу шарманки) будет поставлен весь спектакль. Форма найдена.

В могилёвском театре, кукол очень много, они все очень разные, многие из них – далеки от стандартного классического понимания театральной куклы. Например, у кота из параллона, голова и хвост могут меняться местами

В могилёвском театре, кукол очень много, они все очень разные, многие из них – далеки от стандартного классического понимания театральной куклы. Например, у кота из параллона, голова и хвост могут меняться местами

На огромном столе в мастерской – много эскизов – художник трудится над прорисовкой всех деталей: как декораций, так и героев, их мыслей. Всё это вскоре превратиться в осязательные и наглядные конструкции – а в совокупности впоследствии заставит зрителя стать соучастником истории…

 

Создание кукол – история отдельная

Вообще, в мире существует огромное количество видов кукол: тростевые, перчаточные, планшетные, марионетки, плоские и многие другие. Диапазон размеров также впечатляет: от нескольких миллиметров до 15 метров.

Так как же придумывается образ кукол для конкретной постановки, — с этим вопросом помог разобраться Игорь Казаков:

— Как я уже отмечал, всегда выбор того или иного варианта внешнего вида будущей куклы зависит от идеи и «функционала», который в неё вкладывается: что она должна будет делать на сцене – много двигаться, сидеть, говорить, трансформироваться, символизировать что-то. Отталкиваясь от этого и создаётся кукла.

Как выяснилось, в могилёвском театре, кукол очень много, они все очень разные.

Игорь Казаков: «В каждую куклу закладывается определённый функционал: что она должна будет делать на сцене – много двигаться, сидеть, говорить, трансформироваться, символизировать что-то. Отталкиваясь от этого и создаётся кукла»

Игорь Казаков: «В каждую куклу закладывается определённый функционал: что она должна будет делать на сцене – много двигаться, сидеть, говорить, трансформироваться, символизировать что-то. Отталкиваясь от этого и создаётся кукла»

— Ведь по сути, придумать то, какой будет кукла – действительно трудно: в итоге герой может быть вовсе в виде «мешка», например, потому что это будет отражать главную черту характера…

В подтверждение этому, под лестницей в театре мы могли наблюдать как кукол огромных размеров с чётко прорисованными чертами, так и куклы-образы на стене в музее театра. А в кабинете режиссёра, например, мы увидели обыкновенного плоского кота из поролона, голова и хвост которого могли запросто меняться местами благодаря липучкам:

— А это чтобы он мог ходить в разные стороны, — улыбается Игорь Казаков и меняет хвост и голову кота местами…

 

Наш театр кукол кукол, судя по настрою режиссёра, «нам ещё покажет»… много интересного

На вопрос, есть ли у режиссёра Игоря Казакова в задумках работа, которая его удовлетворит профессионально, после чего он сможет остановиться, Игорь ответил многообещающе для могилёвской публики и гостей театра:

— В любом случае, создавая что-то новое, когда получается хороший результат – это даёт толчок и повод для новых, других задумок. Это своеобразная ненасытность в профессии…

 

Gorad.by, в свою очередь, поздравляет могилёвский кукольный театр с Международным Днём кукольника, который отмечается во всём мире 21 марта, и желает Игорю Казакову и всему коллективу новых идей, удачных форм и решений, о которых мы обязательно расскажем нашим читателям в следующих материалах.