Права потребителя: Что делать, если вы имеете претензии к товару

Каждый покупатель наверняка приобретал некачественные товары. К сожалению, не все знают, что согласно Закону РБ «О защите потребителей» свои нарушенные права можно отстоять.

С 1990 года в Могилёве действует городская организация ОО «Белорусское общество защиты потребителей». Компетентные специалисты на протяжении почти 22 лет помогают людям «найти управу» на недобросовестных продавцов и производителей товаров. К ответственности призывают и предпринимателей, оказавших потребителю некачественные услуги.

За всё время работы организация подсказала, как восстановить свои права, примерно 130 000 человек. Около 95% проблемных вопросов обычно решается в досудебном порядке.

Председатель Могилёвской городской организации ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Василий Чёрный специально для рубрики gorad.by «Консультация» рассказал, на что может рассчитывать потребитель, попавший в довольно распространённые ситуации, связанные с покупкой некоторых видов товаров.

 

Ситуация №1 – установка окон ПВХ

Вопрос:

Два месяца назад со дня возникновения проблемы в квартире заказчика установили окна ПВХ. Через какое-то время хозяйка квартиры заметила, что при закрытых окнах качается занавеска, то есть окна, по-видимому, были плохо загерметизированы. Полный расчёт за окна и их установку уже совершён. Имеет ли право потребитель обратиться к исполнителям с претензией?

Ответ:

Главное, чтобы у потребителя был договор на выполнение работ, акт приёмки-сдачи выполненных работ, документы об оплате. При возникновении претензии заказчик оповещает об этом исполнителя.

Согласно ст. 20 п. 9 Закона «О защите прав потребителей» при возникновении спора между исполнителем и потребителем, исполнитель обязан провести экспертизу товара или услуги за свой счёт, сообщив о времени и дате её проведения потребителю.

Если исполнитель не реагирует, то нужно приехать к нему лично и описать свои претензии в книге замечаний и предложений. После этого исполнитель обязан в течение 15 дней либо исправить недостаток, при невозможности – заменить товар, подтвердив это соответствующим документом.

Если заказчик всё равно недоволен, он вправе сам провести независимую экспертизу и написать официальную претензию самостоятельно или с помощью юриста. Претензия должна быть написана в 2-х экземплярах. Один из них отправляется исполнителю заказным письмом с уведомлением.

После этого исполнитель должен в теч 14 дней либо исправить недостатки товара, либо дать официальный письменный ответ с разъяснениями, на каком основании он отказывается это сделать.

Если заказчик не удовлетворён ответом, либо он не получил его через 14 дней можно подать исковое заявление в суд, составленное с помощью юриста.

 

Ситуация №2 – покупка некачественного мобильного телефона

Вопрос:

Покупатель приобрёл мобильный телефон. Через несколько недель аппарат начал самопроизвольно выключаться. Какими правами в этом случае обладает потребитель?

Ответ:

Первое, что нужно сделать – это обратиться устно к продавцу с претензией. При себе нужно иметь чек, подтверждающий факт покупки или гарантийный талон. Документ Продавец должен отправит телефон в сервисный центр, где в течение 14 дней должны выяснить причину неполадок. Если срок не соблюдён, то это является нарушением и покупатель имеет право потребовать либо замены товара, либо возврата денег.

Следует упомянуть, что есть такое понятие, как гарантийный срок – время, в течение которого аппарат имеет право обслуживаться бесплатно.

Если покупатель после ремонта телефона обращается к продавцу с претензиями неоднократно, то, согласно ст. 1 «О защите прав потребителя» покупатель имеет право потребовать замены этого телефона, либо возврата потраченных на него денег. Но недостаток должен проявляться неоднократно, он должен быть существенный.

 


Справка:

Могилёвская городская организация ОО «Белорусское общество защиты потребителей» находится по адресу: Могилёв, улица Болдина, 4, тел./факс: 8 (0222) 22-93-92 (приём ведётся ежедневно с 10:00 до 14:00, с 14:00 до 18:00 – работают независимые эксперты, суббота и воскресенье – выходные).


Задавайте свои вопросы

Вы можете задать вопрос, изложив суть вашей проблемы в комментариях либо, отправив письмо на почту mail@gorad.by.

«Права потребителя» в рубрике «Консультация» будет работать на постоянной основе, обновляясь еженедельно. На ваши вопросы будут отвечать специалисты Могилёвской городской организации ОО «Белорусское общество защиты потребителей».