МВФ выработал новые рекомендации для Беларуси

В заявлении главы миссии МВФ, в частности,  указывается на необходимость сохранения привлекательности вкладов в белорусских рублях, сдерживания инфляции и необоснованного роста зарплат в Беларуси.

Миссия МВФ находилась в Беларуси с 18 по 29 октября 2012 года, как сообщается в официальном  релизе на сайте Фонда,  с целью проведения постпрограммного* мониторинга.

Для главы миссии Дэвида Хофмана, сменившего на этом посту  Кристофера Джарвиса, это был не первый  визит в Беларусь. Он приезжал накануне визита миссии для подготовки ее работы в Беларуси.

*Примечание: После завершения программы, в рамках которой Беларуси в 2009-2010 годах был предоставлена финансовый кредит (Usd 3.6 млрд), два раза в год миссии МВФ приезжают в страну для сбора информации (мониторинга) о состоянии ее экономики и оказания консультационной и технической помощи.

Представители МВФ  провели ряд встреч с  премьер-министром, главой Нацбанка, министром экономики, должностными лицами из Администрации президента, представителями научных и деловых кругов и дипломатического сообщества.

Официальное заявление, сделанное в Минске по завершении работы миссии МВФ, gorad.by цитирует, сфокусировавшись на  основных рекомендациях Фонда.

Ставки со знаком «плюс»

«Ужесточение экономической политики, начатое властями республики в конце 2011 года, позволило обеспечить сокращение инфляции и стабилизацию на валютном рынке в течение первого полугодия 2012 года.

Тем не менее, последовавшие за такими первоначальными успешными результатами быстрое снижение ставки рефинансирования и высокие темпы роста заработной платы в реальном выражении в настоящее время вновь ведут к появлению признаков давления на цены и обменный курс.

Вследствие возникновения такого давления для обеспечения сохранения стабильности экономики требуются решительные и последовательные ответные меры экономической политики. В этой связи мы приветствуем повышение Национальным банком Республики Беларусь (НБРБ) требований к обязательным резервам в сентябре и недавно сделанное им заявление о возможном повышении ставки рефинансирования в скором времени.

Действительно, мы полагаем, что НБРБ следует незамедлительно начать повышение процентных ставок по операциям центрального банка, чтобы обеспечить их сохранение устойчиво положительными в реальном выражении с тем, чтобы обеспечить защиту держателей вкладов в белорусских рублях».

Инфляция и ВВП

«Мы также приветствуем намерение Правительства сбалансировать бюджет в 2012 и 2013 годах, что соответствует задачам стабилизации. Однако требуются значительные дополнительные шаги.

В частности, важно, чтобы всесторонние и согласованные меры экономической политики были скоординированы всеми основными должностными лицами, в том числе и на самом высоком уровне, а цели по снижению инфляции и обеспечению стабильности имели очевидный приоритет над официальным целевым показателем роста ВВП, который, по нашему мнению, не согласуется с данными целями.

В качестве одного из таких шагов следует жестко сдерживать кредитование в рамках государственных программ. Это будет соответствовать денежно-кредитной политике, способствовать сдерживанию роста кредита и в то же время ограничит риски для государственного бюджета».

Зарплата и производительность труда

«Также крайне важно не допускать рост заработной платы темпами, опережающими темпы роста объема производимой работниками продукции, поскольку такой рост не может быть устойчивым и приведет к дополнительному давлению на цены и обменный курс.

НБРБ следует продолжать реализацию политики гибкого курсообразования и стремиться к наращиванию резервов в качестве защиты от внешних шоков.

Для обеспечения устойчивого роста объемов производства и доходов, а также стабильного повышения уровня жизни, помимо мер макроэкономической политики, крайне необходимы глубокие структурные реформы. Безотлагательность таких реформ быстро нарастает в связи с недавним вступлением России во Всемирную торговую организацию, что повышает международную конкуренцию для белорусских предприятий, а также в связи с усилением миграции квалифицированной рабочей силы за пределы Беларуси.

Для преодоления данных явлений требуется значительное и устойчивое повышение производительности труда и конкурентоспособности. Ключевые структурные реформы включают либерализацию цен, укрепление права частной собственности, разработку стратегии реструктуризации и приватизации государственных предприятий и введение адресных социальных пособий и пособий по безработице для защиты наиболее уязвимых слоев населения».

Кредиты – не для всех

«Крайне важным является также реформирование финансового сектора. В этой связи Банку развития следует сосредоточиться на выполнении задачи создания прозрачного и сдерживающего механизма для всех кредитов в рамках государственных программ. Это позволит коммерческим банкам работать на рыночных условиях с тем, чтобы кредитные ресурсы направлялись наиболее жизнеспособным и эффективным предприятиям и секторам, способствуя, таким образом, модернизации и экономическому росту.

МВФ продолжает тесное сотрудничество с властями с целью оказания им содействия в решении сложных задач экономической политики. Мы продолжим взаимодействие посредством интенсивных консультаций по вопросам экономической политики,  предоставления технической помощи и подготовки кадров.

Для переговоров по возможной новой программе по-прежнему необходимо согласие всех должностных лиц, в том числе и на самом высоком уровне, относительно всеобъемлющего пакета мер экономической политики, который получит достаточную поддержку со стороны стран-членов МВФ.

Необходимо, чтобы такой пакет мер предполагал последовательную политику, направленную на обеспечение макроэкономической стабильности, и обязательство реализовывать глубокие структурные реформы».

P.S.   В принципе нынешние рекомендации МВФ мало отличаются от предыдущих, предоставленных Беларуси весной 2012 года. Подборка материалов о взаимоотношениях МВФ и Беларуси с момента обращения с просьбой о новом кредите – в Ссылках по теме.


Ссылки по теме:

На что может рассчитывать Беларусь: на техническую помощь или на новый кредит МВФ? (октябрь 2012 года)

Представители МВФ и ВБ приехали в Беларусь (июль 2012 года)

Белорусская делегация отправилась в Вашингтон (апрель 2012 года)

Постпред МВФ покинет Беларусь в начале апреля 2012 года (март 2012 года)

Миссия МВФ завершила работу в Минске (март 2012 года)

Прислушается ли МВФ к сенаторам США? (август 2011 года)

Беларусь согласилась увеличить квоту в МВФ (июль 2011 года)

Кредита МВФ может не быть (июль 2011 года)

Получит ли Беларусь кредит от МВФ? (июнь 2011 года)

Беларусь обратилась в МВФ за кредитом (31 мая 2011 года)