Директива № 4: ожидания и прогнозы

Подписанный 31 декабря 2010 года документ содержит ряд шагов, направленных на либерализацию предпринимательской деятельности в Беларуси.

Изменения, касающиеся взаимоотношений власти и бизнеса в Беларуси, зафиксированы в Директиве № 4, текст которой опубликован на сайте президента РБ.

Девять разделов

Для развития конкуренции, в частности, необходимо «исключить вмешательство органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности».

В этом же разделе фиксируется необходимость отменить «ограничение надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательное составление экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги)».

В остальных восьми разделах документа содержатся меры по:

  • Защите и развитию частной собственности;
  • Ликвидации излишних административных барьеров;
  • Гармонизации налоговой системы;
  • Приданию контрольной (надзорной) деятельности предупредительного характера;
  • Усовершенствованию инфраструктуры и системы финансирования малого предпринимательства;
  • Исключению излишнего регулирования рынка труда;
  • Формированию правовой базы, стимулирующей развитие механизмов государственно-частного партнерства;
  • Повышению качества подготовки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Чего ожидали?

Примечательно, что Директиву № 4 ждали в течение года. О проекте много говорили и в правительстве, и в деловой среде.

 

Владимир КАРЯГИН, председатель общественного объединения «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» (МССПР):

– То, что установка на либерализацию и развитие частного предпринимательства будет закреплена в директиве, очень важно: это означает, что в дальнейшем в соответствии с ней будет совершенствоваться вся законодательная база в этой области.

Мы предлагаем объявить развитие малого и среднего бизнеса одним из высших государственных приоритетов… Это станет своего рода командой для всех уровней власти развивать и поддерживать частную инициативу, а не подавлять ее и наказывать по любому поводу.

(Экономическая газета 7 мая 2010 года)

– И население должно видеть, что это приветствуется. Ведь на бытовом уровне значительная часть жителей Беларуси пока уклоняется от создания собственного бизнеса, все еще считает, что государство обязано создавать новые рабочие места. Это происходит, в частности, потому, что люди много раз видели примеры того, как предприниматели лишались всего своего имущества, собственного дела, сами оказывались безработными, поэтому есть определенный скепсис, недоверие. Не должно государство заниматься бытовыми услугами, торговлей и т.п. Главное, чтобы оно отвечало за оборону, безопасность страны и создание законодательной базы, которая стимулирует частную инициативу.

(«Обозреватель», 5 мая 2010 года)

 

Андрей ТУР, замминистра экономики в Совмине во главе с премьер-министром  С.Сидорским

– С точки зрения формирования проекта директивы в настоящее время вырисовываются следующие меры: упрощение условий осуществления инвестиционной деятельности; повышение эффективности налоговой системы и придание ей в первую очередь стимулирующего характера (для субъектов, добросовестно исполняющих налоговые обязательства, предусмотрены преференции); усиление гарантий права собственности путем пересмотра и отмены нормативно-правовых актов, допускающих необоснованное вмешательство госорганов в отношении собственности; расширение сдачи в аренду или безвозмездное пользование неиспользуемого или неэффективно используемого госимущества; продолжение либерализации процессов ценообразования и стимулирование добросовестной конкуренции; упрощение и обеспечение стабильности законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; исключение излишних проверок коммерческих организаций; оптимизация штрафов (соразмерность нарушений и взысканий).

(БелТА, 9 июня 2010 года)

 

Георгий БАДЕЙ, председатель правления Белорусского союза предпринимателей и нанимателей им. проф. М. Кунявского (БСПН):

— В своих предложениях мы сформулировали ряд целей. Например, что касается структурной перестройки экономики, то необходимо создать такие условия для бизнеса, чтобы доля услуг в общем объеме ВВП достигла 50% к 2015 г. и 60% к 2020 г. Обеспечить за пятилетие рост производства научной и высокотехнологической продукции в два раза, а ее экспорт к 2020 г. — до 10% в общем объеме экспорта. Довести к 2015 г. долю малого предпринимательства в ВВП до 20%, а в 2020 г. — до 30%.

В последнем докладе ЮНКТАД отмечается, что в Беларуси решения, которые принимаются наверху, нередко игнорируются местными властями. Не произойдет ли такое и с директивой?

Поэтому мы и предлагаем включить в нее вышеназванные индикаторы, чтобы было видно, кто как работает. Если перед госорганами поставят задачу довести долю малого предпринимательств до 20%, то на местах будут заинтересованы в снятии барьеров и поддержке предпринимательства.

(«Экономическая газета», 7 мая 2010 года)

А был ли проект?

Накануне жаркого лета 2010 года, 3 мая, в блоге Ярослава Романчука на интернет-портале TUT.BY был опубликован текст под названием «ДИРЕКТИВА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, «__» мая 2010 № 4, О мерах по либерализации экономики и улучшению делового климата в Республике Беларусь».

Отсутствие пояснений об источнике информации вызывает сомнения в том, что именно этот проект прорабатывался, и что именно из него получилась Директива № 4, подписанная президентом 31 декабря 2010 года.

Сомнения углубляются по мере сравнения так называемого «проекта» (чёткого, с конкретными цифрами и нормами) с подписанным документом.

Комментарии экспертов

 

Сергей БАЛЫКИН, председатель правления Ассоциации малого и среднего бизнеса:

–  Ничто в ней (директиве – прим. gorad.by) не может вызвать больших возражений. Однако следует отметить, что подобного рода документы необходимо было принимать лет 10-15 назад. Директива хоть и хороша, но запоздала… только в условиях нашей “суверенной демократии” такие документы воспринимаются как серьезная уступка бизнесу… Однако открытым остается вопрос правового статуса директивы. К сожалению, механизм реализации ее положений неясен. Например, совершенно непонятно, можно ли сослаться на директиву в качестве аргумента в суде… Непонятно, то ли следует дождаться изменений в УПК, то ли глава государства своей директивой уже отдал приказ органам уголовного преследования. Но в последнем случае возникает вопрос, как же быть с процессуальной самостоятельностью следователей, которые сами разрешают вопрос об избрании мер пресечения?

(агентство БелаПАН, 3 января 2011 года)

 

Евгения ВОЙКО, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры (Россия):

В числе требований оппозиционеров в контексте экономических вопросов была как раз либерализация белорусской экономики и расширение присутствия белорусских товаров и на европейских рынках.

Решение Александра Лукашенко косвенным образом учитывает эти требования, так как одна из проблем белорусской экономики – это ее закрытость. Во-первых, белорусские товары, белорусская продукция не пользуются спросом в Европе. И сам Лукашенко, и ряд белорусских политиков  говорили о том, что хотелось бы расширить белорусское присутствие именно на рынке стран Евросоюза. На мой взгляд, такая политика направлена на то, чтобы несколько облегчить работу белорусских предпринимателей, промышленников и аграриев – прежде всего чтобы дать им возможности выхода на внешние рынки.

Белоруссия тесно сотрудничает с Россией и в этом году уже активно работал Таможенный союз, подписан ряд документов, которые предполагали в том числе и снятие дальнейших барьеров для движения товаров. Но такие барьеры, безусловно, существуют в отношении партнеров в Европе. Поэтому я думаю, что для Лукашенко сейчас важно продемонстрировать определенные экономические реформы, потому что последнее время белорусская экономика не сказать, чтобы пребывала в застое, но выхода на внешние рынки не имела. Даже если говорить о России, здесь рынок охвачен не максимально возможно.

Это решение принято для того, чтобы облегчить задачу, предпринимательскую деятельность именно для белорусских бизнесменов, для людей, которые заинтересованы в выходе на внешние рынки, потому что протекционизм там очень и очень заметен.

(«Актуальные комментарии», 3 января 2011 года)

Эпилог

 

Александр ЛУКАШЕНКО, президент РБ:

– Директива № 4 снимет все проблемы и претензии к органам власти, даст дополнительный толчок к развитию предпринимательства и предпринимательской инициативы в стране.  Но если кто-то за рубежом или у нас ждет этой директивы как манны небесной – это большая ошибка. Надо сейчас начинать работать, у нас для этого все есть.

(«Народная газета», 31 декабря 2010 года)

 


 

Полезная ссылка:

Что такое директива?