Водка подорожала. А привычка осталась?

Розничные цены на водку в Беларуси выросла на 5% с 12 января. Что нужно делать, чтобы и отрасль, и здоровье народа сохранить, говорят эксперты и статистика.

На 5% повышены не только розничные цены на водку. Как сообщило агентство Интерфакс-Запад со ссылкой на Минэкономики, на 5% повышены также:

– минимальные отпускные цены на алкогольную продукцию крепостью свыше 28%

– отпускные цены на спирт этиловый из пищевого сырья.

После повышения цена водки (40%) из спирта «Люкс» составляет 8650 белорусских рублей за бутылку 0,5 л без стоимости посуды.

Как пояснили агентству в Минэкономики, повышение цен связано с ростом ставок акцизного налога на алкогольную продукцию, и инициировано концерном “Белгоспищепром”.

Рынок алкоголя в Беларуси

По информации агентства БелаПАН, в конце октября 2010 года председатель концерна “Белгоспищепром” Иван Данченко сообщил журналистам, что в ближайшие годы структура белорусского рынка водки будет меняться. В отношении объёма этого рынка он констатировал, что это в год примерно 14 млн дал*. 

Председатель концерна “Белгоспищепром” Иван Данченко:

– Объем импорта — незначительный, 20 тыс. дал водки. В основном это водка высшего ценового сегмента. Сегодня 90% водочного рынка Беларуси занимает прейскурантная водка (продукция экономсегмента). 7% рынка приходится на водку среднего ценового сегмента и только 3% — на премиальный сегмент. Мы планируем довести долю водки среднего и высшего ценового сегмента с нынешних 10% до 20—30%. Мы ставим задачу увеличить в три-пять раз экспорт алкогольной продукции в ближайшие пять лет.

Напомним, в октябре 2010 года на предприятии «Минск Кристалл» был начат розлив напитков Nemiroff (Украина).

Как тогда отметил председатель Совета директоров компании Nemiroff Александр Глусь, «по данным исследований IWSR** белорусский рынок – № 6 в мире по объемам потребления крепких алкогольных напитков».


* Дал – декалитр, одна из объемных основных мер в виноделии, равная 10 литрам.

** IWSR (International Wine and Spirit Research) – исследовательская компания с головным офисом в Лондоне, Великобритания. С 1971 года специалисты IWSR занимаются маркетинговыми исследованиями мирового рынка алкогольных напитков. IWSR располагает собственными данными о продажах слабоалкогольных напитков, вина, а также крепкого алкоголя на рынках более 100 стран мира, включая развивающиеся страны и страны СНГ.


Национальная концепция

В Беларуси в 2000 году принята Концепция государственной антиалкогольной политики.

В соответствии с первым пунктом Концепции разработана Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма.

А третий пункт как раз предусматривает «Регулирование ценовой политики и уровня налогообложения в отношении алкогольных напитков».  

Мнения и комментарии

Gorad.by собрал несколько мнений по поводу алкогольной политики в стране и аспектов ее применения на практике. Цифры говорят вместе с людьми.

Мнение медика

В том же октябре 2010 года комментарии от лица медицинской общественности по поводу Постановления Совета министров № 1286 от 6 сентября об увеличении квот на производство алкоголя в стране давал завотделом наркологии РНПЦ психического здоровья Андрей Копытов.

По информации агентства БелаПАН, на республиканском семинаре “Актуальные проблемы зависимого поведения” 29 октября в Минске Андрей Копытов констатировал постоянное увеличение квот на производство спиртных напитков в стране.

По его словам, за шесть месяцев 2010 года объем реализованного в Беларуси алкоголя увеличился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 21,1% и составил 4,852 млн. дал.

Выручка от продажи спиртного составила 2,751 трлн. рублей (примерно 910 млн долларов США).

Потребление алкоголя на душу населения в Беларуси уменьшилось с 12,39 литра чистого спирта в 2008 году до 12 литров в 2009 году. Это очень большое количество потребления спиртного, отметил Копытов.

Мнение ученого

В работе «Ретроспектива алкогольной проблемы в Европе» Ю.Е.Разводовский (Гродненский государственный медицинский университет) пишет:

«Проводимая в Беларуси алкогольная политика не обеспечивает ни снижения доступности алкоголя, ни снижения спроса на него. Несмотря на государственную монополию, цены на алкогольные напитки относительно цен на продукты питания невысоки. Кроме того, существует плохо контролируемый со стороны государства нелегальный рынок алкоголя, который составляет от 30 до 50% объема государственной торговли».

Мнение бизнесмена

В ноябре 2010 года, в эфире TUT.BY, посвященному, в частности, трёхкратному увеличению акцизов на слабоалкогольные напитки c 1 января 2011 года, генеральный директор ОАО “Лидское пиво” Аудриус Микшис так ответил на вопрос: «Будь вы на месте чиновников, принимающих решение по утверждению ставок акцизов на подакцизные товары, какой бы логикой вы руководствовались?»

– Я бы отталкивался от того, что хочет продавать государство. Если это была бы водка, значит, я бы снизил на нее акциз и сделал все для того, чтобы водка имела максимальный спрос на рынке. Если бы это было пиво – снизил бы акциз на пиво. Так же и с вином. Но в разных странах такие же разные и акцизы – страны, потребляющие вино, имеют низкий акциз на вина, а страны, потребляющие пиво, например, такие как Германия, имеют низкий акциз на пиво. Я попытался бы сбалансировать. Например, в Литве стоимость бутылки водки равна стоимости 8-10 бутылок пива. У нас стоимость бутылки водки равна стоимости 4-5 бутылок пива, что очень дешево для того, чтобы страна смогла уйти от чрезмерного употребления алкоголя. И, будучи чиновником, я бы постарался сбалансировать не только рынок, но и потребление алкоголя.

Официально

В ноябре 2010 года агентство БелаПАН со ссылкой на Белстат распространило информацию о том, что реализация водки в Беларуси в январе—октябре 2010 года снизилась на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Продажи водки составили 9 млн. 144,7 тыс. дал, а ее доля в общем объеме потребления алкоголя — 43,2% (в январе—октябре 2009 года — 46,3%).

Сокращение реализации водки отмечается с октября прошлого года. Доля реализации алкогольной продукции в общем объеме розничного товарооборота с начала 2010 года составила 12%.

На потребительском рынке реализовано алкогольных напитков и пива на 4 трлн. 967,6 млрд. рублей. (примерно 1,66 млрд долларов США).


Полезные ссылки:

 В Беларуси в 2011 году будут повышены ставки акцизов на алкогольные напитки (03 ноября 2010)

Правительство Беларуси увеличило квоту на производство виноградных и плодовых вин в 2010 году (03 ноября 2010) 

Объем реализации алкогольных напитков в Беларуси в январе-июне вырос на 21,1% (22 июля 2010)