«Счастье моё» получило очередное признание

Два главных приза двух разных кинофестивалей в течение двух недель – это о дебюте в игровом кино режиссера-документалиста Сергея Лозницы.

 

Интрига XVII Международного Минского кинофестиваля сохранялась вплоть до церемонии закрытия – 19:00 12 ноября 2010 года. Обладатели специальных призов были объявлены днем, на пресс-конференции в Доме кино.

В частности, фильму «Брестская крепость» (прокатной судьбой которого в Могилёве интересовался gorad.by), открывавшему фестиваль 5 ноября, был присужден приз «Вместе», учрежденный Постоянным комитетом Союзного государства.

Приз имени знаменитого могилевчанина – Виктора Турова – получил фильм “Октябрь” режиссеров Даниэля и Диего Вега (Перу).

А гран-при «Золотой листопад», судьбу которого в этом году определяло профессиональное жюри, а не зрители, как было принято раньше, был отдан фильму «Счастье моё».

Режиссер, кинодокументалист, Сергей Лозница, для которого этот фильм – дебют в игровом кинематографе, уже может коллекционировать и сравнивать впечатления различных киноаудиторий.

От Каннов и до Минска

Премьерный показ фильма состоялся в Каннах в мае 2010 года. Когда еще не были известны имена призеров, критик Олег Зинцов из российской газеты «Ведомости» высказывал мнение, что «Счастье моё» – «первое настоящее событие в каннском конкурсе. Ясно, что вокруг него будет шум и драка — и здесь, и еще больше в июне на сочинском «Кинотавре».

Справка

На первом показе многие из зала выходили. Но я еще ни разу, ни на одном фестивале, не видел, чтобы на финальных титрах кто-то рядом даже не плакал, а в голос рыдал.

На Каннском фестивале фильм призов не получил. Потом были показы на том самом «Кинотавре», в Карловых Варах, Торонто, Нью-Йорке.

Но первый гран-при был получен в Киеве на фестивале «Молодость», завершившемся 31 октября. И вот теперь – «Золотой листопад» Минского Международного кинофестиваля.

Чернуха или поиски ответов?

На пресс-конференции в Минске Сергею Лознице задавали «вечные» вопросы: о чем кино? почему именно так снято? и что вы этим, собственно, хотели сказать?  

Ответы – в его интервью на сайте фестиваля. Еще раньше, на сочинском «Кинотавре» в июне 2010 года, как сообщало РИА Новости, он вполне конкретно определял, что фильм – «история общечеловеческая, сделанная на российском материале. Фильм о терпимости друг к другу, о том, чему нас научил или не научил век кровавых войн и революций».

Сценарий был написан еще в 2004 году. Долгие поиски финансирования увенчались указанием в выходных данных фильма аж трех стран: Украина, Германия, Нидерланды.

Какая кухня, такая и песня

Нынешний «Лiстапад» от предыдущих отличают перемены, содержательные и формальные. Как уже упоминалось, конкурсные фильмы впервые за 17 лет оценивало профессиональное жюри. Во-вторых, поменялась направленность, фестиваль стал более профессиональным.

Как заявил председатель «Лістапада» Геннадий Давыдько, «фестиваль движется в сторону профессионалов, но это не значит, что он ушел от массового зрителя. Нам не хочется поддерживать коммерческое кино — оно само себя поддержит».

Упреки по поводу новомодной «арт-хаусности», однако, несколько дезавуировали герой-режиссер и известный российский кинокритик.

В частности, Сергей Лозница отметил:

– Каждый режиссер хотел бы, что бы его фильм смотрело как можно большее количество зрителей, другое дело – себе мне изменить сложно. Даже если поставит цель – сделать картину, которая привлекла бы максимум зрителей, я сделаю какую-нибудь чушь. Разделять коммерческое и авторское я бы не стал. Авторский фильм несет отпечаток автора. Когда вы смотрите фильмы Хичкока, вы сразу же узнаете автора, но это ведь и коммерческое кино. Есть еще такая составляющая, как умение преподнести картину. Как говорит мой приятель, можно продавать валенки и в Африке, нужно только придумать, как это сделать.

А вот мнение киноведа, культуролога и члена жюри основного конкурса Кирилла Разлогова:

– Необходимо понимание государственных структур, что программа фестиваля должна быть международной, с широким охватом, с обязательной демонстрацией скандальных, вызывающих споры картин.

Отбор картин и критерии, по которым они оценивались, в этом году регламентировались требованиями Международной ассоциации продюсеров. Так что в следующем году можно ожидать расширения географии кинофестиваля и новых открытий.

Возможно, к XVIII-му «Лiстападу» успеет снять свою вторую игровую картину Сергей Лозница. По повести Василя Быкова «В тумане». На сей раз взгляд кинодокументалиста, ощутившего себя состоявшимся режиссёром на поприще более массового кинематографа, обратится к событиям 1942 года. О войне, без пропагандистских штампов.  


СПРАВКА:

Конкурсную программу XVII Международного Минского кинофестиваля «Лістапад» (5-12 ноября 2010 года) составили: основной конкурс игрового кино (12 фильмов), конкурс молодого кино (9 дебютных фильмов), конкурсный показ неигровых фильмов (20 картин) и конкурс молодого неигрового кино (12 картин).

Бюджет составил 1,4 млрд. белорусских рублей (около 470 тысяч долларов США). Показы организованы в соответствии с международным авторским правом: организаторы выкупили права на один показ кинолент, а многие из авторов приехали в Минск, чтобы лично представить их зрителям.


Ссылки по теме:

Люди на безлюдье

Олег Зинцов. «Русский бульдозер»

Украинский режиссер Сергей Лозница: Мой фильм понимали лучше всего в России