Фильм «Брестская крепость»: камерная эпика (оценено gorad.by)

Не читайте ни эту, ни другие рецензии перед просмотром. Лучше возьмите книгу «Брестская крепость» Сергея Смирнова, а дальше – визуализируйте впечатления.

Так сделал один из продюсеров этого проекта – Игорь Угольников.

В детстве прочитал, а потом вырос  – и снял кино. Вернее собрал единомышленников и внятно им изложил идею. Поэтому эпического в этом фильме – только чопорное определение формы: совместный белорусско-российский проект «Брестская крепость».

А по содержанию это – совершенно камерный, личный пересказ событий, очевидцем которых стал мальчик. «Сын полка», начинающий музыкант, наверное, навсегда оглохший не сколько от грохота, разрывов снарядов и свиста пуль, сколько от неожиданности, ужаса и нелепости всего происходившего в первые дни войны.

Как это снято

Без истерик, без скачков во времени, без «пунктирности» изложения и «клиповости» картинки. Без большого количества слов и «подводок». Просто и сдержанно, даже немного обыденно, без такого ставшего общепринятым киношного пафоса и штампов.

Настолько личную, даже интимную интонацию редко встретишь в игровом кино, особенно на исторические темы. Она характерна больше для кино документального, где события рассматриваются как бы под увеличительным стеклом: медленнее, пристальнее и глубже.

А в это время комполка Гаврилов объяснял энквдэшнику, что в крепости 8 тысяч человек, цветочки, занавесочки, налаженный быт, дети... А выход из крепости только один

А в это время комполка Гаврилов объяснял энквдэшнику, что в крепости 8 тысяч человек, цветочки, занавесочки, налаженный быт, дети… А выход из крепости только один

Музыка есть, но она не слышна. То есть органична. Взрывы гремят, но потом со звуком что-то происходит: как будто уши закладывает.  Простой технический приём, а как срабатывает! Как будто ты там побывал, и твои уши больше не могут слышать, а глаза – смотреть.

Мимика, выражение глаз, пластика – главные актёрские выразительные средства. Им, кажется, не хотелось быть узнаваемыми. Хотелось, чтобы был, положим, не Мерзликин, Коршунов или Деревянко, а начальник погранзаставы Кижеватов, комполка Гаврилов и комиссар Фомин.

Камера оператора тоже старалась быть не очень заметной, лишь пара вполне  уместных «красивостей» на речке, на утренней рыбалке, вначале могла бы испортить хрупкое равновесие между художественным и документальным восприятием.

Что поразило

Поразило не количество взрывов и смертей. Поразило немое отчаяние, невозможность понимания, что произошла катастрофа, и что это – только начало. А где же наши? Где самолёты? В общем, попытки дать ответ на самый главный вопрос: ПОЧЕМУ? Как будто детей обманули, а ведь обещали, что никакой войны не будет…

Не понадобилось длинных монологов, заламывания рук, «справедливого гнева», завываний, скрежета зубов, сурового насупления бровей, стуков кулаком по столу и т.д.

Зато как-то одобрительно все мы посмотрели на комиссара. Он, безоружный и отрешенный, сориентировался и скомандовал нашим раненым и врачам, которыми прикрывались немцы: «Ложись». И те легли на мост, а немцев расстреляли наши бойцы.

И как-то совсем не по-современному все мы разделили последние минуты мужа и жены, дети которых лежат убитые в развалинах соседней комнаты. Он ранен, она без него и детей не сможет. Ставшее общепринятым «… пока смерть не разлучит нас» приходит на ум где-то через неделю после экранного самоубийства этой пары.

Не блокбастер

В «Брестской крепости» не преследуются цели, которые уже привычно и даже «патриотично» ставят различные шоу-проекты (к которым можно отнести и некоторые фильмы о войне). К ним относится: получение н-ного

Этому мальчику пришлось заменить трубу пистолетом, из которого он, не задумываясь, убивает немца. Тот предлагает конфетку, а он стреляет, в упор

Этому мальчику пришлось заменить трубу пистолетом, из которого он, не задумываясь, убивает немца. Тот предлагает конфетку, а он стреляет, в упор

количества премий и фестивальных призов, поражение воображения зрителя количеством и качеством спецэффектов, лихо закрученными сюжетами и высокохудожественным самовыражением авторов.

На всё это тратятся миллионы. Причём считается, что чем больше бюджет, тем лучше кино. Причём чаще всего бывает наоборот.

Бюджет «Брестской крепости» составил примерно 7,5 миллионов долларов США. Тихие премьеры, рекламы почти нет, отзывы почитать можно преимущественно в интернете, от зрителей, то есть дилетантов. Надо ли ещё что-то комментировать?

Впрочем, надо. Сюжет бы выиграл, если бы был порельефнее. Можно также было бы почитать не только Сергея Смирнова, но и немецкие архивы.

Чем, например, всех потряс документальный проект «Ржев» (2009 год, НТВ)? Тем, например, что немцев поражало, с какой беспощадностью русских солдат гоняли в бессмысленные атаки, а потом скрывали реальные потери. Немцы со своим рационализмом не понимали смысла этих действий.

Нет явного ответа на вопросы: откуда этот героизм взялся? как всё-таки смогли выстоять? почему дошли до Берлина?

Это отметил, в частности, генерал-майор авиации Анатолий Сульянов, не воевавший в ту войну, но общавшийся с теми, кто прошёл этот ад.

– В фильме не показаны истоки этого героизма и храбрости, – считает он. – Почему мы смогли победить? Потому что было патриотическое воспитание. Я захотел стать летчиком, потому что увидел в кино, как Марк Бернес играет летчика. И, конечно, после того, как прочитал книгу про Маресьева.

По его воспоминаниям, Василь Быков стал изучать психологию специально, чтобы глубже понять причины поступков, героических и не очень, которые люди совершали на войне.

Вот этого фильму и не хватает, считает этот человек с большим жизненным опытом.

Что касается более молодых поколений, то им, наверное, совершенно непонятно, что происходило почти 70 лет тому назад в стране, о которой они знают только по рассказам старших родственников их родителей.

Вот чтобы немного это прояснить, и стоит посмотреть «Брестскую крепость».


Gorad.by рекомендует посмотреть стоящее кино про войну:

«Они сражались за Родину» (Сергей Бондарчук)

«Восхождение» (Лариса Шепитько)

«Иди и смотри» (Элем Климов)

«Проверка на дорогах» (Алексей Герман)


Полезные ссылки:

Рецензия от Goblina + обсуждение (более 2000 комментов)

Зрительское обсуждение

Рецензии на Кинопоиске

Обсуждение на «КиноОтзыв.ру»