Ольга Тарасевич: Тираж моей книги – 10 000, а бесплатных скачиваний с сайта – 30 000

Почему большинство белорусских писателей издаётся в России и как написать хороший детектив, рассказывает Ольга Тарасевич.

Могилёв посетила одна из самых успешных писательниц из Беларуси Ольга Тарасевич.

Как она стала из журналиста писателем, почему отправила свои книги в российское издательство и какие сны снятся детективщице, узнал gorad.by.

– Я работала журналистом, потом пошла на повышение и стала редактором. Журналист – человек, который живёт в калейдоскопе событий, а когда становишься редактором, теряешь всё это. Твоя работа теперь заключается в чтении чужих впечатлений о жизни. Я чувствовала дискомфорт, не знала, что делать дальше и с горя заболела. На больничном написала первую книгу – «Без чайных церемоний», которая была издана в 2006 году, – рассказывает  Ольга Тарасевич на творческой встрече в музее истории Могилёва.

 

В России больше шансов быть изданным?

– Белорусские издательства не публиковали детективы, когда я решила издаваться. Мне казалось, что в Москве у меня больше шансов увидеть свою книгу изданной, поэтому я отправила текст в российское издательство. Сейчас на книжном рынке наблюдается кризис: люди стали меньше покупать книги, потому что их можно скачать бесплатно из интернета. Тираж моей книги 10 000, а бесплатных скачиваний с сайта – 30 000. Из-за кризиса издательства теперь стали менее охотно печатать начинающих авторов.

 

Приходится писать то, что хорошо продаётся

– Я пишу лёгкие книги, это такой литературный «фаст-фуд». Издатель требует быстрой работы на определённую тему. Это с одной стороны хорошо, потому что есть постоянная работа, а с другой  – хочется пробовать писать что-то новое, не стоять на месте. Мне нравится писать детективы, но были попытки писать в других жанрах. Я написала несколько криминальных мелодрам, но их коммерческий успех был ниже, чем у детективов и поэтому мне сказали, что жанровые эксперименты придётся прекратить. Издателя тоже можно понять, ведь ему нужно продать книгу и получить прибыль.

 

Что нужно делать, чтобы книгу издали

– На сайтах издательств есть адреса редакторов, которым в зависимости от жанра можно выслать на почту свои книги. Когда книга отправлена, нужно постоянно звонить и интересоваться судьбой отправленного текста. Редактор прочтёт и скажет, напечатают книгу или нет. В России, когда отказывают в издании, присылают подробную рецензию-критику, где описаны все недостатки: рыхлый сюжет, отсутствие психологичности, и так далее. Когда читаешь критику, понимаешь, как написать книгу, которая удовлетворит требования издателей. Перед успешным опытом издания, у меня был и неудачный. В 20 лет я написала первый детектив, лет в 25 –второй, отправляла их в издательства, но в издании отказывали.

 

Герои книг приходят во сне и подсказывают развитие сюжета или даже запугивают

У жертв и преступников в книгах Тарасевич нет прототипов из реальной жизни, бывают случаи, когда, написанное в книге, происходит в жизни, поэтому эти герои всегда вымышленные от внешности до имени. Детективщице сложно понять и описать поведение, психологию преступников, поэтому она изучала реальные уголовные дела, общалась с преступниками.

– Иногда герои приходят во снах, и подсказываю развитие сюжета или начинают «мучать» меня, не хотя быть жертвами или преступниками. Один герой не хотел быть преступником, и так измучил, что пришлось быстренько сделать преступником другого человека. Ещё у парикмахера, героини одной из книг, увели парня, на неё совершили покушение, и она пришла ко мне во сне, сначала обстригла машинкой волосы, а потом пыталась снять кожу скальпелем. Герои книг не хотят быть жертвами, они, как и все люди, хотят счастья.

 


Справка:

Ольга Тарасевич – русскоязычная писательница из Беларуси. Жила 6 лет в ГДР в городе Потсдам возле Берлина. Отец её был военнослужащим. Семья переехала в СССР во времена «перестройки». По вероисповеданию Ольга католичка.

Писательница закончила факультет журналистики. Работала в негосударственной прессе: «Свободные новости», «Деловая газета», «Обозреватель». После закрытия газеты «Обозреватель», где пробыла 10 лет, ушла из профессии и стала заниматься писательской деятельностью, пишет сценарии к фильмам.