Как и зачем возделывали лён в старину

Еще 50-60 лет назад в Беларуси каждому двору давали разнарядку по обработке льняного сырья. Когда магазинов, товаров и денег было мало, одежду часто шили из льняного домотканого полотна.

Зимой люди готовились к рождественским праздникам, но не забывали и о делах. Давно были приготовлены прялки, ткацкие станки и приспособления, при помощи которых серое волокно превращалось в узорчатое, долговечное и супернатуральное полотно.

Лён на память

Для узора, запечатленного на фото, который применяла в изготовлении рушников Мария Кондратьевна Разумова 95 лет назад, требовались сложные расчеты. А чтобы льняная нитка получилась ровненькой – большое мастерство

Полотенца эти до сих пор в обиходе у семьи внука Марии Кондратьевны – Подобед Владимира Николаевича. Он рассказал gorad.by про бабушку, ударницу по выращиванию льна, которая жила в поселке Ельня Могилевской губернии Хотимского уезда. Работала в колхозе. За свой труд получила медаль ВДНХ. После войны переехала жить в бывший райцентр Коханово Витебской области. В 1955 году умерла в возрасте 93 лет.

– Каждому двору, каждому трудоспособному определялось количество соток вырастить и убрать лен. Колхоз сеял, а выращивали и убирали его – колхозники, – рассказал Владимир Николаевич.

Далее – краткий пересказ его воспоминаний.

Превращение стеблей в волокно

Уборка льна (выдернуть из земли и связать снопы) приходилась на август.

Это трудно, потому что корни у растения длинные. А если еще на суглинистой почве… На песке он бы лучше вырывался, но плохо бы рос.

Потом снопы развязывали, разрезали ножом прасла, и расстилали лён на земле, на том же поле.

Разумова Мария Кондратьевна, награждена медалью ВДНХ за достижения в льноводстве. Рушники, тканые её руками 95 лет назад до сих пор применяются в обиходе

Разумова Мария Кондратьевна, награждена медалью ВДНХ за достижения в льноводстве. Рушники, тканые её руками 95 лет назад до сих пор применяются в обиходе

Сушка – месяц-полтора (примерно до середины октября), в зависимости от погодных условий. Если дожди были, то качество волокон было хуже.

Потом надо было обмолотить его, чтобы зернышки льняные собрать и на будущий год посеять. Все это делали на гумнах, таких огромных сараях. Опять сушили, там были такие большие печи.

Потом лён мяли, пропускали через машину. На выходе получалось такое мятое волокно.

То есть в стебле разрушалась оболочка, волокно высвобождалось и потом поступало в трепальные машины. Но в основном трепали вручную. Чтобы волокно очистить от остатков стеблей.

Делали это специальным приспособлением – трепалкой (плоская палка длиной около 60-70 см, шириной 7-10 см), били сначала по одному концу пучка, который держали в руке, а потом – по противоположному.

Потом лён надо было вычесать. Были специальные гребенки (деревянные, костяные, металлические). Пучки вычесывали так же, как и трепали, с двух сторон. И в руках оставалось чистое, мягкое, теплое, шелковистое волокно серого цвета.

Из волокна делали нитки

И вот это волокно, что осталось в руке, скатывали в кужели – такие рулоны, которые потом цепляли к пряслу. Это такое устройство, с которого потом тянули нитку и направляли в прялку. На выходе получалась льняная нитка.

В колхозе люди могли получить вместо оплаты лён. Сырьем, или семенами, чтобы сеять на своих участках.

Сматывали с катушек нитки в мотки (при помощи  веретена, или ладони и локтя). Эти мотки отбеливали потом. В больших чанах с кипятком и золой выдерживали определенное время.

Можно было окрасить в разные цвета: зеленые, красные, коричневые оттенки,  используя различное растительное сырье (кору дуба, одуванчики и т.д.). Потом высушивали, развешивали на жердях, и сушили на солнце или дома над печкой.

Те самые полотенца, которым 95 лет. Такой сложный узор надо было сначала рассчитать, а потом уж ткать

Те самые полотенца, которым 95 лет. Такой сложный узор надо было сначала рассчитать, а потом уж ткать

Из ниток ткали

Мотали в клубки и начинали ткать: полотенца, набожники на иконы, постилки (так называли простыни) и ткань для одежды. Кофты, юбки (паневы), штаны, нательное белье. Теплые куртки (андроки).

Но предварительно ткань для одежды снова отбеливали. Когда было тепло, то расстилали куски ткани на росу – на траве, и несколько раз пранником в речке на плоском камне  или доске отбивали холст. И он становился относительно белым.  В домашних хозяйствах или небольших мастерских делали все вручную, на кроснах – приспособлениях типа ткацкого станка. Он был в каждой семье.

Холст получался шириной около 60 см. Берды, челноки… Трудно на нем было научиться работать. Физически очень тяжелый труд был, потому что все делалось вручную. Всю зиму готовили этот холст, чтобы одеться на весну и лето.

За что и как платили

За выращивание льна платили трудоднями больше, чем за уборку сена. Если давали 30 соток выбрать, то это была работа на износ.

Сеяли по разнарядке райкома, планы спускались сверху. За счет низкой оплаты труда людей оставляли впроголодь и жить, и работать.

Но все для личного пользования выращивали у себя лён. Сеяли капусту, картошку, свеклу на участках, а что оставалось – оставляли под лён. Богатые колхозы натурой платили за работу: зерном (в основном), сеном, свеклой.

И обязательно надо было выработать минимум трудодней – 200-250 дней в году. Иначе привлекали к уголовной ответственности.

А что сейчас

Такой ценой доставался лён, один из символов Беларуси, крестьянам. Были и промышленные предприятия, например, Оршанский льнокомбинат, но механизация процесса оставляла желать лучшего.

Примечательно, что весной 2010 года именно на этом предприятии вспомнили о патриотической миссии как самого растения, так и производителей продукции из него. Но после волны сиюминутного интереса к теме возрождения белорусского льнопроизводства наступило информационное затишье.

Непростое это дело: надо ж не только вырастить, произвести полотно, сшить что-то, но и продать.

При этом одежду или льняные ткани купить в городских магазинах проблематично. А цена комплекта столового белья в одном из фирменных магазинов Могилёва составляет ориентировочно 400 долларов США.

Знала бы об этом Мария Кондратьевна.


Полезная ссылка:

История льняного дела