Найденный самолёт – история жизни и смерти…

Детали советского самолёта, упавшего во времена войны, подняты недалеко от российской границы, в болотах под Дубровно. Подробности найденного самолёта – вскоре в документальном фильме.

Благодаря находкам частей самолёта Пе-2, станет возможным установить имена погибших лётчиков и передать их родственникам личные вещи солдат, позволить «попрощаться» с погибшими героями…

Извлечение из болот под Дубровно (Витебская область) останков тел и деталей самолёта началось летом 2009 года. Также при поисковых работах были найдены личные вещи предполажительно пилота: деньги, письмо из дома…

Вести такие работы в тёплую пору года в болотистой местности было крайне тяжело. Поисковые работы возобновились зимой 2010.

В начале февраля 2011 года поисковая группа достала редуктор, лопасть, пулемёт, патроны. Все найденные части помогли установить самолёт – это пикирующий бомбардировщик Пе-2.

Gоrad.by побывал на месте упавшего самолёта:

История находки и поднятия: как это было

Из рассказов местных жителей, в 44 году на данной территории было много самолётов Ил, один из пролетавших в войну самолётов и упал в болото.

Упавшим самолётом заинтересовался поисковик с 15-тилетним стажем Сергей Харлантьев. Сам Сергей сейчас живёт в России, является руководителем охранного бизнеса в Санкт-Петербурге. Его отец, Владимир Харлантьев живёт в Шклове: увлекается историей, занимается поисковыми работами.

Отец и сын Харлантьевы и инициировали поднятие самолёта под Дубровно. Сергей в данной совместной российско-белорусской операции руководит поисковым отрядом «Гвардеец», финансирует работы по поиску и подъёму деталей самолёта.

Рассказы местных жителей и архивные данные свидетельствовали о том, что найденный самолёт принадлежит к классификации Ил-2.

При поисковых работах были найдены останки нескольких человек (их захоронили на братской могиле в деревне Дубровна). Также подняли некоторые детали самолёта, по которым и определили, что это Пе-2.

На данный момент не найден двигатель, по номеру которого можно будет установить команду или отдельного лётчика, которые погибли при падении самолёта.

Все найденные части самолёта отправляются в Музей авиации на Боровой: все части, которые поднимаются будут вставлены в макет. Таким образом, это будет не просто макет самолёта, а частично восстановленный самолёт, у которого есть история, погибшие лётчики…

 

Что могло случиться с самолётом

Возможную картину произошедшего с самолётом описал Сергей Харлантьев:

– Были найдены остатки корпуса, по которому было видно, что в него стреляли. Потом было найдено то, что горело. Значит: самолёт подбили, он горел, все разлеталось. Есть гильзы целые с пулемёта, а есть гильзы разорванные. Это значит, что при температуре разрывает саму гильзу: пуля на месте, но она разорвана. Это говорит о том, что была большая температура и самолёт взорвался. Очень много мелких предметов, которые образуются только при взрыве.

 

Подробности истории самолёта и его экипажа ещё всплывут

И снова это будет… made in Mogilev:

Процесс поднятия самолёта, передача деталей в музей и поиск родственников погибших – всё это войдёт в документальный фильм, который на протяжении поисковых работ снимает могилёвская независимая киностудия под руководством Вячеслава Сикоры.

Фильм раскроет все подробности процесса поднятия самолёта, последующее установление памятника экипажу, попробует воссоздать историю жизни погибших, связаться с родственниками, узнать и рассказать о их жизненных путях…

Документальное кино выйдет в июне 2011 года.

 

О поисковых работах – Владимир Харлантьев:

– Крылья самолёта растащили раньше. Школьники ещё вытащили какой-то пулемёт. Он сейчас где-то в Дубровно в музее.

Вот если бы вытащили двигатель – тогда бы определили, что за самолёт. Винт один в прошлом году вытащили. Одежду находили – ботинок. Стропа парашюта была – сам парашют наверное сгорел вместе с самолётом.

Но самое ценное было – письмо было найдено из дома. Там что-то о сыне, какая-то соседка Зоя… Нашли 13 рублей денег, они хорошо сохранились. И квитанция, что он получил перчатки – а где фамилия – оторвано, и письмо без фамилии.

Нашли пистолет, думали, по номеру установим – ответили, что по номеру пистолета не могут установить. Нужно искать двигатель.

 

Человек и дело: зачем это Сергею Харлантьеву

– Есть рыбаки, есть охотники, а есть поисковики. Я когда-то заболел поиском, – рассказывает Сергеё Харлантьев.

– У меня дома есть книги про партизан. В этих книгах написано (мне, маленькому мальчику из города Шклова) пожелания тех партизан, ещё тогда живых, про которых слагались книги… Наверное я вырос на рассказах живых партизан, с ними общался, книги читал. И для меня очень много значит, как для поисковика найти, установить родственников, передать письма.

Дело в том, что мы – потомки, должны знать свою историю. Я искал своего деда, мне в детстве рассказывали, что моего деда расстреляли Гестапо в 43 году. Я только 5 лет назад нашёл место и людей, которые видели, как расстреляли моего деда – там поставил памятник.

Надо наверное прочувствовать это: когда родственники стоят, плачут и в пояс кланяются, говорят «спасибо» – наверное это надо почувствовать. И понимаешь, что это дороже, чем находить эти медали и ордена и продать их…

История – самое главное. Ведь у каждого из нас есть дети. И вот на чём ребёнка учить?.. Нам нужно учить на своих примерах, на своих героях, на своей истории.

Для меня это моя земля. Некоторым людям непонятно, зачем это делаем, да ещё и за свои деньги. А те, кто понимает, что это святое – помогают.

____________________________________________________________________________ 

Справка

Самолёт Пе-2 (Пешка) – советский пикирующий бомбардировщик Второй мировой войны. Самый массовый фронтовой бомбардировщик производства СССР.

Пе-2 начал поступать в военные части в 1941 году, активно применялся в частях фронтовой и морской авиации с первых дней ВОВ и до ее конца, а также в боях с Японией. Боевое применение этого бомбардировщика было достаточно успешным по меркам того времени.