Трасса Минск-Могилёв станет платной. Для кого?

С 1 июля 2013 года дорога Могилёв-Минск станет платной. Но шлагбаумов и кабинок с кассирами не будет.

Согласно указу №426 создаётся автоматизированная система сбора платы за проезд.

Кроме могилёвской трассы М4, такая система оплаты появится на трассе М5 (Минск — Гомель) и М1 (Брест — Минск – граница РФ), она кстати уже платная, но дорожный сбор взимается вручную перед опущенным шлагбаумом.

Gorad.by выяснил, сколько может стоить проезд по трассе М4, кто будет платить, а кто нет.

Кто будет платить:

  • Все автомобили стран, не входящих в Таможенный союз, в том числе  – на транзитных номерах
  • Автомобили массой больше 3,5 тонн, в том числе маршрутки междугородние

Освобождаются от уплаты сборов:

  • автомобили с казахскими, российскими и белорусскими номерами массой менее 3,5 тонны, и буксируемые ими прицепы;
  • мопеды и мотоциклы;
  • зарегистрированные на территории Республики Беларусь колёсные тракторы и самоходные машины;
  • транспортные средства оперативного назначения;
  • транспортные средства, используемые в целях обеспечения обороноспособности и правопорядка;
  • маршрутные транспортные средства, осуществляющие городские перевозки пассажиров, а также транспортные средства, используемые в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций или перевозок грузов гуманитарной помощи.

Как будет производиться оплата

На лобовом стекле автомобиля будет установлено устройство. На трассе будут пункты с порталами.  Сигнал, поступающий с чипа через установленный над дорогой портал, передаётся в центральный офис, где будет происходить фиксация оплаты.

Это для тех, кто ездит постоянно, например маршрутки или грузовики.

Для водителей легковых автомобилей, которые приедут из Европы или для транспорта  с транзитными номерами

– Тут будет система по европейскому опыту, – объясняют в департаменте «Белавтодор». — Для легковых машин в Европе вы покупаете наклейку на лобовое стекло. Она может быть сроком действия 7 дней и более. Купили и ездите сколько угодно раз, если она закончилась, то снова покупаете.

Предполагается, что такие наклейки будут действовать не на количество поездок, а на определённый срок. Вводить одноразовые платежи в «Белавтодор» не видят смысла, потому что тогда нужно создавать службу, которая будет контролировать.

– Вот вы приезжаете в Австрию, например, и вам надо проехать транзитно. Вы говорите, что вам нужно на 2 часа, а у них таких нет. И что? Вы покупаете на неделю и едете.

В Беларуси уже есть одна платная дорога – М1, но тут плата взимается за разовый проезд через пункт пропуска

Тарифы поручено разработать до конца года, но планируется, что они появятся раньше. Тарифы будут в белорусских рублях, привязаны к евро по курсу Нацбанка.

Как будет проводиться контроль?

Сверху на воротах портала будут установлены камеры. Если в грузовом автомобиле не окажется датчика, то камера сделает фото, затем в транспортной инспекции будут разбираться. За проезд без оплаты будут штрафовать.

С легковыми автомобилями немного иначе: будут сканироваться номера.

Если номер казахский, российский или белорусский — камера срабатывать не будет. Во всех других случаях срабатывает камера.

Затем проверяется наличие наклейки на лобовом стекле.

Как распределятся доходы

Ежемесячно 20% доходов будет выплачиваться за расходы по созданию системы электронного сбора платы в пользу компании «Kapsch TrafficCom AG» (Австрия) и иностранному обществу с ограниченной ответственностью «Капш Телематик Сервисиз» (Беларусь) до полной компенсации расходов по созданию данной системы, согласно инвестиционному договору.

Кроме того, ежемесячно 20% доходов компании будут получать за эксплуатацию самой системы электронного сбора.